И сто лет назад ученики в Симбирске дрались (по материалам подлинного документа, предположительно 1916 года, составленного директорами учебных заведений города).

Каждый переломный момент в истории общества сопровождается явлениями часто необъяснимыми и кажущимися, на первый взгляд, беспричинными, а в обычное время – и нереальными.

Вспомните 90е годы прошлого века. Политическое бессилие руководства страны и экономический хаос, начавшийся в результате этого, породили невиданные формы социального протеста. Одной из форм такого протеста было столкновение между молодежными группировка ми. Но не думайте, что это явление присуще только 90м годам ХХ века, нет. Нечто подобное мы наблюдаем и в начале ХХ века, молодежь вдруг начала производить разборки внутри своего сообщества. Ни с того ни с сего, казалось бы, начались стычки между гимназистами, кадетами, учащимися землемерного училища, училища ремесленного и реального.

Обратите внимание: между учащимися средних учебных заведений Симбирска начались столкновения, как это крайне осторожно выражаются господа директора.

К сожалению, нам не удалось установить точную дату появления «Протокола заседания г.г. начальников учебных заведений г.Симбирска по выработке мер к прекращению столкновений между учащимися», находящегося в нашем распоряжении, тем не менее можно с большой долей уверенности утверждать, что появился он никак не ранее весны и не позднее конца 1916 года. 17му году присущи были уже иные столкновения.

«На заседании присутствовали: председатель комиссии начальников средних учебных заведений дирек тор 1й гимназии В.П.Андронников, директор 2й гимназии И.А.Иванов, директор Каменец Подольской гимназии А.А. Анципо-Чикунский, директор кадетского корпуса А.С.Жолтиков, директор землемерного училища А.Н.Юнг, директор коммерческого училища А.А.Рукин, директор ремесленного гр. Орлова-Давыдова училища А.Л. Афетов и учредитель частного реального училища А.В. Скороходов». Среди привычных учебных заведений Симбирска вдруг по является Каменец-Подольская гимназия. Откуда? Да из Каменец-Подольска, стоящего у самой границы Государства Российского. Массовый исход беженцев из западных губерний Российской Империи начался в 1915 году. Вспомните, что небезызвестный Александр Владимирович Жиркевич, живший до лета 1915 года в Вильно, прибыл в Симбирск во второй половине указанного года.

Учебный процесс для гимназистов Каменец-Подольской гимназии продолжился в стенах первой гимназии, но во вторую смену. Мы не располагаем сведениями, что между симбирянами гимназистами и приезжими начались распри, но не можем утверждать и обратного. Протокол заседания об этом не говорит, как не говорит о конкретных фактах столкновений учащихся и других учебных заведений.

Протокол говорит лишь о беспокойстве господ директоров. Может быть, приезжие гимназисты возмути ли спокойствие? Да нет, не может этого быть, ведь беспокойство господ директоров учебных заведений вызывают учащиеся и других училищ!

Что же вызвало возмущение в среде молодежи? Попробуем разобраться. Первая мировая война, начавшаяся в августе 1914 года, естественно, сыграла определенную роль и в истории нашего города. Если в первые недели августа, как утверждает УльяновскаяСимбирская энциклопедия (том 2, с.101102), «настроение народа достигло невиданного подъема и силы», то мобилизация запасных сопровождалась погромом и разграблением «казенных винных лавок и трактиров», в результате чего «для устранения беспорядков и грабежа… воинским начальникам было отдано распоряжение открыть огонь…». Жесткое, но вполне оправ данное решение, в результате которого «оказалось убито пятеро, ране но четверо, арестовано трое». Было принято срочное распоряжение «о закрытии питейной торговли».

Любая война приводит в движение силы, которые в другое время не могут себя проявить из-за отсутствия к этому каких-либо причин.

С начала наступления германской армии на фронтах в тыловую Симбирскую губернию хлынул поток беженцев. К началу ноября 1915 года в губернии было уже 33610 человек, и число их продолжало расти. До конца войны на территории губернии было уже 40 тысяч оторванных от родных мест людей. Если учесть, что большинство беженцев осело в гу бернском городе, то можно представить, к чему это привело впоследствии: по данным за 1897 год, в Симбирске было 43,2 тысячи человек, в 1917 году стало 67,3 тысячи, то есть за 20 лет население увеличилось более чем на 50 процентов. Необходимо также учесть, что среди беженцев около 60 процентов были нетрудоспособными, а часть трудоспособных не хотела работать из-за низкой оп латы их труда по сравнению с местным населением.

Отсюда следует, что социально экономическая обстановка в городе сложилась, мягко говоря, неблагоприятная. А тут еще отсутствие сахара в лавках и магазинах, что вызвало в июле 1916 года массовые беспорядки. Дефицит дров также усугубил положение городского населения.

Не мог не сказаться на ослаблении внеклассной дисциплины учащихся и тот факт, что гимназистам старшеклассникам, при соблюдении определенных условий, позволялось вступать добровольцами в ряды за щитников Отечества.

Естественно, что все это не могло не сказаться на настроении молодежи в целом.

И вот господа директора В.П.Андронников, И.А.Иванов, А.А. Анципо-Чикунский, А.С. Жолтиков, А.Н.Юнг, А.А.Рукин, А.Л. Афетов и А.В.Скороходов договорились о встрече, на которой «По обсуждению вопроса и обмене мнениями, постановлено: 1. Ограничить время гуляния учащихся, как на Гончаровской улице, так и в других местах г.Симбирска 6 часами вечера.

2. Установить в городе внеклассный надзор, поручив г.г. классным наставникам и их помощникам наблюдение над исполнением учащимися вышеуказанного правила с донесением г.г. начальникам учеб ных заведений фамилий учеников, нарушающих это правило.

3. Обязать г.г. классных наставников и их помощников при возникновении столкновений между учащимися немедленно извещать об этом г.г. начальников учебных заведений.

4. Просить г. начальника губернии усилить накануне праздничных дней и в праздничные дни полицейский надзор, при этом последний немедленно в случае возникновения беспорядков извещать по телефону г.г. начальников учебных заведений.

5. Объявить учащимся, что каждый из них, замеченный в драках, будет подвергнут немедленному строгому наказанию вплоть до уволь нения из учебного заведения без прав поступления в местные учебные заведения.

6. Организовать для общения учащихся между собою научные лекции, рефераты, концерты, посещение с научной целью физического кабинета кадетского корпуса и т.д.

7. Обратиться за содействием в этом деле к родительским комитетам.

8. Устраивать периодические собрания г.г. начальников учебных за ведений для обмена мнениями по внешкольному надзору».

Казалось бы, все предусмотрели господа начальники учебных заведений: и полиция, и классные наставники, и даже господин начальник губернии должны бы им помогать в предот вращении драк, то бишь «столкновений», между учащимися, но после того, как протокол отпечатали на машинке, вдруг заметили: «А что же родители?». И робко карандашом пункт 7 поправили: «Обратиться за содействием в деле прекращения столкновений между учащимися к родителям учеников (и) родительским комитетам». И еще поправили, написав над цифрой 7 цифру 5, посчитав, видимо, что все-таки седьмой пункт нужно было бы объединить с пятым.

Итак ничто не ново: головную боль учителей ученики как раньше вызывали, так вызывают и поныне, в том числе и своими «столкновениями».

Елена ПЛАТОНОВА, учитель истории Карлинской средней школы.