У нас значительно улучшилась культура пития и сократилась смертность от отравления некачественной водкой. Об этом корреспонденту «НГ» рассказала руководитель «Ульяновскалкогольинспекции» Марина Ерусова

Проверили 700 предприятий В начале прошлого года в области сложилась не- простая ситуация на алкогольном рынке. С 1 января прекратили работать акцизные склады, которые худо-бедно, но контролировали качество поступаемых алкогольных напитков. На рынке возник хаос. Прилавки магазинов вмиг заполонила суррогатная и контрафактная продукция. Стала процветать продажа спиртосодержащих жидкостей (к примеру, того же небезызвестного «Трояра»). Участились случаи отравления людей «левой» водкой.

Чтобы обезопасить ульяновцев и навести порядок на потребительском рынке, региональное Правительство приняло решение создать в апреле 2006 года специальную инспекцию по контролю за производством, оборотом, качеством алкогольной и спиртосодержащей продукции (сокращенно «Ульяновскалкогольинспекция»). — И вот прошел год, можно сказать, что мы справились с поставленными задачами, — говорит начальник «Ульяновскалкогольинспекции» Марина Ерусова. — За год инспекцией проверено более 700 предприятий розничной продажи алкогольной продукции. У 80 процентов выявлены нарушения правил торговли. В основном это отсутствие сопроводительной документации на продукцию (справок о легальности товара, сертификации).

Имело место нарушение хранения спиртосодержащей продукции. Например, в одном магазине вино находилось в неотапливаемом помещении. Из-за этого образовался осадок. У некоторых торговцев отсутствовали контрольно-кассовые аппараты. Были даже такие «точки», где торговали без лицензии.

В итоге у 195 предприятий приостановлены лицензии, 350 предприятиям направлены предписания об устранении нарушений. Три дела об административной ответственности переданы в суд. Так, ООО «Охотничье» (кафе на ул. Шолмова) и ООО «Абай» (кафе на Центральном рынке, там не было лицензии) были оштрафованы на 40 тысяч рублей. Сотрудники инспекции провели 33 выездных семинара в районах области. Объясняли коммерсантам, милиционерам и налоговикам правила лицензирования, указывали на нарушения правил торговли алкогольной продукцией.

А недавно Госинспекция открыла свой электронный сайт, где выставлена вся информация о работе. Сейчас, кстати, специалисты инспекции разрабатывают проект закона о лицензировании алкогольной продукции. Поэтому просят всех предпринимателей высказаться по этому поводу. Каждый должен отчитаться Сегодня в инспекции работает 22 человека. Есть отдел лицензирования — выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Уже выдано 700 лицензий.

Отдел лицензионного контроля контролирует все предприятия, торгующие алкоголем. Отдел декларирования. Это новый отдел. С 1 января этого года каждый продавец алкоголя обязан отчитаться, сколько поступило в его «торговую точку» алкогольной продукции, сколько он продал, сколько осталось. Например, за февраль отчитались 80% таких предпринимателей. Это неплохой результат, если учесть, что, например, в Волгограде отчет предоставили только 25% «водочных» продавцов. Кстати, с помощью этого отдела теперь сотрудники инспекции будут определять, стоит ли предпринимателю продлевать лицензию. В их базе данных теперь будут учитываться все нарушения лицензиата. И четвертый отдел — так сказать, общий (туда же входит и бухучет).

Ульяновцы перешли на вина

— Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону, — говорит Марина Владиславовна. — У нас теперь работает телефон «горячей линии». Уже поступило более 100 звонков о продаже «левой» или некачественной водки. Мы разбираемся по каждому звонку. Выезжаем на место. Бывали случаи, когда предприниматели не хотели пускать наших сотрудников в магазины. Но, как правило, все проблемы решались на местах. Иногда к нам обращаются, как я считаю, непорядочные конкуренты. Один такой прислал письмо. Ругал продавцов из нового города. Мол, там полно нарушений. Мы неделю разбирались, проверяли указанные торговые точки. Замечаний не выявили. Хотели об этом сообщить написавшему, но, оказывается, этот человек по указанному адресу не живет. Кстати, в ходе работы мы заметили, что у ульяновцев изменилась культура потребления алкогольных напитков. Вот данные по февралю.

Розничная продажа водки уменьшилась на 25%. Но зато увеличилась продажа вина на 18%, пива на 40%, коньяка на 5%, а шампанского почти на 60%. Но самое главное, за прошлый год у нас на 12% (по отношению к 2005 году) уменьшилась смертность от отравления некачественной водкой. Разве это не показатели нашей работы?