Казалось бы, рейдерские захваты предприятий остались в недалеком прошлом, что времена «дикой» приватизации прошли… Но, как оказалось, рецидивы случаются и в наше время.
В ноябре прошлого года вице-президент московской группы компании САВВА, директор Волжской текстильной компании сделал директору фабрики «Русь» предложение о продаже бизнеса – имущества и акций, и получил отказ. Но на этом дело не закончилось.
С декабря фабрика испытывает грубый шантаж – пошли заказные статьи в СМИ, у бывших работников начали скупать информацию, компрометирующую руководство предприятия. Некие личности начали приходить работникам на дом с предложениями продать акции.
8 февраля состоялся пикет у ворот акции, причем, с разрешения мэрии – в момент массового выхода рабочих с фабрики. Кстати, среди пикетчиков не было ни одного человека, кто имел бы хоть какое-то отношение к фабрике. В тот день швеи даже побоялись уходить с рабочих мест – все полтора часа, пока шел пикет. Вскоре у проходной возник транспорант: «Фабрика «Русь» – добро пожаловать в Волжскую текстильную компанию. И сейчас у проходной размещен билборд с предложением продать акции.
За все полгода противостояния никто из рабочих и руководства не пошел на сотрудничество с фирмой САВВА. Но некий житель Москвы получил в «подарок» акцию от одной из бывших работниц предприятия. Естественно, таких «подарков» никто даром не делает… Эта сделка оспаривается в суде, поскольку «Русь» – ЗАКРЫТОЕ акционерное общество, и сделки с акциями вне реестра акционеров не могут считаться законными.
И все же фирма САВВА продолжает распространять информацию о том, что «Русь» скоро станет их цехом. Ряду партнеров фабрики сделаны предложения – создавать проблемы предприятию и директору. Из всего этого можно сделать лишь один вывод: разработан план по силовому захвату предприятия. Уже сейчас кто-то пытается воспрепятствовать своевременному выполнению «Русью» договорных и финансовых обязательств. Схема, в общем-то, проста: подаются заявления о несвоевременной оплате поставленных материалов, заводится уголовное дело, и предприятие, оставшееся без руководства, становится легкой добычей…
За примерами далеко и ходить не надо. В Нижнем Новгороде одно из предприятий два года было вынуждено противостоять подобного рода попыткам захвата, и лишь с приходом нового губернатора попытки прекратились. Это свидетельствует о том, что без поддержки «на самом верху» такие попытки не имели бы шансов на успех…
28 декабря руководство фабрики обратилось к губернатору – после того, как на канале 2х2 вышел репортаж о посещении Сергеем Морозовым предприятия «Чебоксарский трикотаж», принадлежащего фирме САВВА. Едва ли для подобного визита могли быть другие причины, кроме обсуждения перспективы поглощения «Руси».
На встрече Сергей Иванович согласился, что решать судьбу предприятия должны акционеры, но, по словам, Зинаиды Измайловой, директора фабрики, заметил, что еще посмотрит, как поведут себя нынешние акционеры «Руси», если у них перед носом помашут толстой пачкой купюр…
После встречи руководства «Руси» с губернатором со стороны областного правительства последовала несколько странная реакция – предписание, подписанное А. П. Пинковым, где «Руси» рекомендовалось значительно увеличить объемы производства, заработную плату, количество рабочих мест, расширить географию мест сбыта и «сделать все для защиты бизнеса и персонала». О подтексте этого документа нетрудно догадаться: не примете перечисленных мер – и поддержки не получите.
«Я – не воин-амазонка, я – специалист-трикотажник…», – с горечью заметила по этому поводу Зинаида Алексеевна.
Уже стало правилом, что так называемые инвесторы всегда находятся только на благополучные предприятия, которые и так сами в себя инвестируют – за счет собственной прибыли. На расположенный рядом с «Русью» кожевенно-обувной комбинат с его полуразрушенными пустыми цехами никаких инвесторов не находится.
Ко всему прочему, фирма САВВА известна как перепродавец имущества. Сейчас ее владельцы намерены выводить прядильное производство из Чувашии – то ли в Пакистан, то ли в Узбекистан. И есть вполне обоснованные подозрения, что фабрику пытаются забрать не для продолжения производства, а затем, чтобы по частям распродать имущество предприятия.
Прецеденты уже были. Акции димитровградской текстильной фабрики «Олимп», были скуплены за пять миллионов рублей, а имущество предприятия – распродано за 100 миллионов. Теперь современного предприятия, введенного в строй в 1986 году, не существует, а рабочие вынуждены «вахтовать» в Татарии – на фабрике «Алсу». Получается, что на средства чебоксарских текстильщиков создаются проблемы ульяновской фабрике – а в итоге страдает текстильное производство в стране.
В чем интерес фирмы САВВА – понятно. А вот в чем интерес должностных лиц, которые ее поддерживают? По этому поводу Зинаида Алексеевна высказалась однозначно: «Работа чиновника – это зачастую тоже бизнес…».
Фото автора