Предприимчивые частники, взявшие сельхозкредиты, все труднее просчитывают перспективы на будущее. Потому что произведенные ими товары настолько малооплачиваемы, что работают люди буквально себе в убыток. На тридцать тысяч многого не возьмешь. Это малое если и начнет давать прибыль, то только спустя годы. А деньги возвращать надо уже сегодня.
Свинство
Хряка весом килограммов под триста вырастила семья Гордеевых в селе Каргино. Но сдать его супруги не могут. Точнее не хотят – слишком низкие цены предлагают перекупщики. 70 рублей за килограмм Гордеевых не устраивает, а больше никто не дает.
– Сегодня очередную попытку совершил, – рассказывает глава семейства Юрий. – Была последняя надежда. Знакомые посоветовали одного перекупщика, позвонил – тоже ничего не получилось. И возник у меня такой вопрос. Нас уговаривают брать кредиты, предлагают развиваться, зарабатывать. Обещали закупочные кооперативы создать, а где это все? Какой смысл держать скотину, если сдавать ее некуда?
Огромный, но чрезвычайно подвижный хряк даже не подозревает, что он теперь для хозяев не в радость. Юрий на ходу оперирует цифрами:
– Боров за сутки съедает корма на 65 рублей, а набирает в весе граммов по 700. Если сдам по 70 рублей – это 49 рублей. Вот и вся математика. Затратили на него уже больше, чем предлагают перекупщики.
Таможня
Начальник управления сельского хозяйства Вешкаймского района Александр Поручиков соглашается, что проблема существует, но решить ее без поддержки государства невозможно.
– У нас слишком дорогая себестоимость свинины и говядины, – говорит Александр Анатольевич. – А сейчас, когда возобновился активный импорт зарубежного дешевого мяса, цены падают на глазах. До 30 рублей за килограмм живого веса опускались! Конечно, это производителям невыгодно. Правда, идут разговоры, что таможня будет предъявлять более жесткие требования к качеству ввозимого мяса, но все пока только на словах.
По словам Поручикова, не исправят ситуацию и закупочные кооперативы. Они, в создавшейся ситуации не будут предлагать высокие цены на мясо.
– А что касается хряков и свиноматок в возрасте, – добавляет начальник управления, – их мясо берут только в переработку. Например, на колбасу. Его дорого вообще покупать не будут.
Александр Поручиков сказал, что у производителей мяса есть какой-никакой выход: вставать за прилавок и самим торговать своим товаром. Но, судя по разговорам, некоторые частники пробовали пойти этим путем. Однако на мясном рынке, вроде как, настолько все схвачено, что любого желающего за прилавок просто не пустят. Вот и приходится сдавать хрюшек и телок себе в убыток, чтобы хоть как-то расплачиваться за взятый под обещанные золотые горы кредит.