9 апреля на улицах Ульяновска появились небольшие ярко-желтые автобусы ISUZU («Богдан»), приобретенные за счет средств областного бюджета и предназначенные для того, чтобы разгрузить один из самых напряженных городских маршрутов, связывающих центр города и район авиастроителей.

Прошло десять дней, но уже сегодня можно сказать, что большого облегчения жителям Заволжья «японцы» украинской сборки не принесли – слишком мала вместительность новых автобусов, чтобы справились они с огромным потоком пассажиров. И уехать утром, скажем, с Нижней Террасы все так же непросто, как и до девятого апреля. Об удобствах и комфорте вообще говорить не приходится – в сорокаместные автобусы набивается по 70-80 человек – какие уж тут удобства! Совершенно очевидно, что «Богданы» не справляются с той задачей, которая на них возлагалась, и в условиях постоянной перегрузки они долго не протянут. Да и дороги наши не для японской техники предназначены. Сами водители уже говорят, что ISUZU скоро начнут «сыпаться» – и рама у них слабовата, и дорожный просвет слишком мал. И это еще не все их минусы. Неизбежны трудности с обслуживанием и ремонтом автобусов – производятся-то они, как мы уже сказали, в Украине, а это значит, что запчасти придется покупать за валюту.

Зачем же было покупать ISUZU, да еще и за рубежом, когда автобусы того же класса производятся в России. В том же Павлове Нижегородской области. И это не привычные всем «пазики», а автобусы и повместительнее, и покомфортабельнее. Например, «Аврора». Цена их, конечно, превышает стоимость японско-украинских автобусов, но зато никаких проблем с ремонтом, обслуживанием и запчастями! И двигатели на них сейчас ставят современные, отвечающие требованиям стандартов «Евро-3», и «Евро-4». В то время как двигатели давно (лет пятнадцать назад) снятых с производства в Японии грузовиков ISUZU, на базе которых собираются «Богданы», соответствуют устаревшему стандарту «Евро-1».

По большому же счету, автобусы малой вместительности, будь то «Аврора», ISUZU или какие-то другие, решить городскую транспортную проблему в полном объеме не смогут никогда. Например, директор Торгового Дома «Русский автобус» Эдуард Майнцев убежден, что преодолеть ее можно, только возродив парк автобусов большей вместительности. И если власти всерьез озабочены этим, то покупать нужно не маленькие ISUZU, а большие ЛиАЗы. Да, стоят они вдвое дороже, но и вместительность их вдвое больше, и к дорогам нашим они адаптированы, и с ремонтом и обслуживанием их проблем не возникнет. Кстати, во время презентации «японцев» на площади Ленина губернатору новенький ЛиАЗ показали. Сергей Иванович остался доволен, и говорят, что договор на поставку этих автобусов в Ульяновск уже подписан.

Век ISUZU, скорее всего, не будет долгим, и, отбегав свой срок по нашим улицам, уйдут эти желтенькие автобусы в небытие. Пусть так, главное не в этом. И даже не в том, что и приобретение-то их было, скорее, акцией политической, чистой воды «пиаром» (не случайно же Сергей Морозов заявил тележурналистам, что куплены автобусы были по требованию и поручению фракции «Единой России» в Законодательном собрании области). Главное, что первый шаг к возрождению автобусного парка власти области все же сделали. Лишь бы не оказался этот первый и не слишком удачный шаг единственным…

P.S. В тексте нами было сказано, что автобусы малой вместительности транспортно-пассажирской проблемы не решат. А пока верстался номер, наш корреспондент успел стать очевидцем того, что и решать-то «Богданам» эту проблему попросту не дают. Оказывается, эти небольшие автобусы постоянно останавливают сотрудники ГАИ и буквально по головам считают пассажиров, заставляя их выходить из салона. И если окажется, что ISUZU перегружен (а его паспортная вместимость – 43 человека), водителя автобуса оштрафуют на 300 рублей. Акции подобного рода сами шоферы считают происками хозяев маршрутных такси – увидели, дескать, газельщики конкурентов и подключили к делу ГАИ. Чтоб не мытьем, значит, так катаньем…