Сегодня без тендеров и конкурсов не должен обходиться, казалось бы, любой государственный и муниципальный заказ: 94-й федеральный закон, регулирующий эти вопросы, действует в стране уже год. По сути, конкурсы призваны экономить казенные деньги, размещать заказы на самых выгодных условиях, выбирать лучшего поставщика – для того и процедура усложнилась.
Однако мониторинг по эффективности организации торгов, проведенный в восьми регионах России, в том числе в Ульяновской области, принес странные результаты.
Оказалось, что в 90 процентах случаев не соблюдается процедура извещения о тендерах. 65 процентов конкурсов проведены с различными нарушениями. Около трети конкурсов попали под понятие «Специально организованные нарушения». Главной причиной такого положения дел названа некомпетентность тендерных комиссий, которые проводят эти торги. В целом в РФ, по данным Минфина, 20 процентов средств, направляемых на муниципальные и государственные закупки, используются не по назначению. И по-прежнему остается ощущение, что самые лакомые госзаказы всегда достаются «своим людям».
Упомянутые выше цифры прозвучали на состоявшихся в Госдуме парламентских слушаниях на тему размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В Москве поднимался вопрос и о создании централизованной «электронной площадки» для торгов, которая помогла бы проводить конкурсы по заказам казны более честно. Сторонником создания такой площадки в Ульяновской области для борьбы с нарушениями при торгах является депутат ЗС Вячеслав Алексейчик, участвовавший в думских слушаниях: – Подобные площадки уже внедрены в Казани, Москве, Петербурге, некоторых других городах.
«Электронная площадка» регистрирует через интернет покупателей и продавцов, автоматически проводит аукцион, а затем без вмешательства извне подводит результаты и печатает протокол. Эта система снижает возможность сговора между продавцами, покупателями и членами конкурсной комиссии, а значит, повышает эффективность торгов. В нашей области на закупки для госнужд ежегодно тратится около пяти миллиардов рублей, «электроннаяплощадка» позволила бы расходовать эти средства оптимальнее. Опыт Казани показывает, что при электронном проведении тендера экономия от заявленной на товары и услуги цены составляет шесть-восемь процентов. Я вообще предложил законом закрепить обязательность электронных торгов для государственных и муниципальных нужд, определить порядок финансирования такой площадки. Ведь сегодня даже в Перу электронных аукционов проводится в сто раз больше, чем в России.
Что ж, раз наша страна сказала «А», введя конкурсы при казенных заказах, то, наверное, стоит сказать и «Б», внедряя повсеместно электронные торги в ногу со временем (хотя в нищей глубинке сегодня не электроника самое насущное). Однако смущают две вещи. Первое, до чего же дошла коррупция в России, раз только машинному мозгу мы готовы доверить справедливый выбор. Второе, нечистоплотным чиновникам вряд ли захочется лишаться решающей роли при госзаказах, и на «электронную площадку» они постараются придумать новую хитрость, «с винтом».