Постепенно Владимир Ленин из вождя всех народов превращается в модный предмет коллекционирования.
Накануне дня рождения знаменитого земляка мы поинтересовались тем, как современное поколение поддерживает память о нем.
– Сейчас момент, когда можно было память о Владимире Ильиче стереть, уже упущен. Надо было, как СССР распался, сразу все памятники сносить и все ленинские названия менять. Тогда, может быть, и сработало бы – люди были очень жестко настроены по отношению к советскому прошлому. А сейчас поздно: попробуй где-нибудь памятник демонтировать – сразу общественность на защиту поднимется. Мы со своим прошлым уже смирились. И с Лениными по всей стране тоже. Смотрим на них как на интересный отголосок истории – пускай стоит, не забывать же то, что было, – так Алексей, ульяновец, живущий уже несколько лет в Москве, объясняет свое отношение к знаменитому земляку. Он для Леши уже давно не просто историческая фигура, но и предмет страстного коллекционирования. – Но в то же время и стоять просто так он не может, должна же быть какая-то функция. Куда-то его надо девать. А что можно делать с памятниками, которых много и которые все разные? Конечно же, собирать вместе.
Собирательством Лениных Алексей увлекся еще в детстве, когда жил в Ульяновске. Ходил и всюду замечал Владимира Ильича.
– У нас его вон как много. В одном Мемориале сколько: снаружи на здании, внутри в холле с соратниками, в торжественном зале, рядом с матерью. А в запасниках, наверное, невероятное количество, – сделал вывод молодой человек и начал аккуратно заносить Ильичей в реестр. В реестре оказалось несколько десятков пунктов, говорит Алексей, всех их он обнаружил в пределах Ульяновской области.
Были и полноценные памятники, и бюсты, и просто изображения на стенах. Кроме того, оказалось, что Ленин в Ульяновске есть не только в памятниках. Еще много лет у нас подделывают почерк Владимира Ильича. Помните характерную размашистую заглавную букву «У»? С нее, к примеру, начинается надпись «Ульяновск» на занавесках нашего фирменного поезда. Так вот она скопирована с подписи Владимира Ульянова, сделал еще одно открытие Алексей.
Его первый список Лениных, к сожалению, не сохранился. От поисков земляка Лешу отвлекли учеба в университете, поиски работы и отъезд в Москву.
Но в столице, к его собственному удивлению, увлечение возобновилось.
– Я обнаружил, что огромное количество памятников Ленинуможно найти не только на его родине, но и в других городах. В столице – тем более.
Тогда Алексей снова завел реестр записывал и фотографировал встреченных им в столице и в других городах Ульяновых. Собирался сделать в интернете сайт, посвященный памятникам знаменитому земляку. И обнаружил, что опоздал.
– Оказалось, в России полно коллекционеров вроде меня. И уже существуют неплохие интернет-коллекции, которые собираются общими усилиями.
Так, в одной из них больше трех сотен Лениных из 13 стран мира. В другой – около шестисот. Но собрать всех, полагает Алексей, вряд ли возможно для этого надо объять необъятное. Он же теперь решил, наоборот, уйти в мелочи: выискивает нестандартных вождей: – Памятники, хоть и делались разными скульпторами, были очень похожими. Большинство из них изображают уже взрослого Ульянова стоящим. Еще часто встречается Ленин читающий – с книгой или газетным листком.
Молодые Ильичи Алексею тоже попадались, но реже. В родном Ульяновске их, к примеру, он помнит двоих: с матерью рядом с Мемцентром и во дворе 1-й гимназии. А еще есть Ленин – совсем молодой и кудрявый, как на октябрятском значке – в одном из детских садов Харькова. С мамой Володя нигде, кроме Ульяновска, пока не обнаружен. Зато есть с Надеждой Крупской. Они вместе сидят в Москве на перекрестке проспекта Ленина и, конечно же, улицы Крупской. Кстати, такие пересечения встречаются не только в столице, говорит Алексей, но и во многих других городах.
Если советские градостроители предпочитали параллельные центральные улицы называть именами неразлучной пары Карла Маркса и Фридриха Энгельса, как это было сделано и в Ульяновске, то Ленину и Крупской часто давали пересечься.
Встречаются памятники Ленину не только в необычной компании (есть с Горьким и Сталиным), но и в необычных местах. В США, по данным Алексея, стоит целых два вождя. Один – рядом с гамбургерной в Далласе. Этого Ленина, вывезенного из Одессы, подарил своей жене владелец данного заведения. Еще один Ильич нашелся в Сиэттле. Хозяина у него нет. Рассказывают, что когда-то его за огромные деньги привезли в Америку из Братиславы и установили на участке у одного оригинала. После того как он умер, городские власти выставили памятник на продажу на улице. Но он никому пока не приглянулся, зато стал городской достопримечательностью.
В преддверии дня рождения Владимира Ульянова Алексей с интересом следил за тем, как растет внимание к памятникам во всей России: во многих городах Ленинов мыли и чистили. В Ульяновске, правда, такого не было. Обидно, говорит Алексей. Еще его беспокоит судьба Ленина с ходоками, стоявшего в парке в Засвияжском районе.
– Памятник очень редкий. Администрация района вроде бы обещала его подновить и вернуть, а что-то не спешит, – беспокоится коллекционер Ильичей.