Артисты всех мастей и даже из заморских волостей наезжают к нам каждую неделю. Потенциальная публика заметно «перекормлена»: не такой уж у нас большой и богатый город, чтобы – даже при большой любви к звезде – позволить себе в восьмой-десятый раз пойти на концерт Валерии или Леонтьева.

Заполучить музыканта или актера любого уровня нынче не проблема, если найдется спонсор. А когда-то приезжали на гастроли и без «хлопот». Давайте заглянем в другую жизнь?

«Пробудили сочувствие»

Не такой уж глушью была наша симбирская провинция полтора века назад. Вот скажем летом 1862 года посетили наши края артисты императорских московских театров. Сами их имена звучали как музыка – Живокини (актер драмы), Владиславлев (первый тенор)! Дважды показали пьесы с «музыкально-литературным отделом», да не за один вечер (как предпочитают ныне – и скорей на поезд!), с промежутком в пять дней – с чувством, толком, расстановкой. Местный рецензент отметил, что артисты «пробудили к себе полное сочувствие симбирских любителей театра. Несмотря на летний сезон, в который многие разъехались из Симбирска в деревни (очевидно, предки нынешних дачников), а некоторые за границу (все повторяется!), ложи и кресла в театре были полны».

«Шаляпинские» цены

Переберемся в 1919 год, когда симбиряне, если верить газете «Заря», твердо шагали в счастливое завтра. Гастроли знаменитого второго московского Художественного театра вызвали в городе легкий ажиотаж. Пролетарские рецензенты расточали весьма сомнительные с театральной точки зрения комплименты. Оказывается, спектакль «Зеленое кольцо» был хорош не потому, что артисты «необычайно даровиты», и вовсе не из-за «обаяния фабулы пьесы». А из-за «отсутствия актеров в обычном принятом смысле»! Хотя на сцене-то они присутствовали… Остается только изумляться причудливости критической мысли. За классику – пушкинский «Пир во время чумы» – гастролеры получили от души: «нудное чтение отрывков». Рецензент даже удивился, что зал все равно был полон – несмотря на «шаляпинские цены». Если перевести на современный счет, то это сравнимо с суммами, которые приходится тратить на концерты Гергиева или Спивакова – от 500 до 2 500 тысяч…

Лучик света

В военные сороковые на весь Ульяновск было всего два зала – гортеатр да Дом Красной армии. Но какие артисты осчастливливали публику! В сентябре 1941-го, когда казалось бы было не до концертов, в город приехал Московский государственный театр миниатюр.

Это нынче – стоит только губернатору или мэру заглянуть на какой-нибудь концерт – тут же пафосно провозглашается, что мы присутствуем на эпохальном культурном событии в жизни города. В военные годы к нам на гастроли приезжали множество именитых коллективов – от Центрального государственного театра кукол под руководством Сергея Образцова до симфонического оркестра Московской филармонии и ее солиста скрипача Леонида Когана. Но редко о ком писали так, как о театре миниатюр: «Это большое событие в театральной жизни Ульяновска».

Может кто-нибудь из симбирских старожилов помнит, как блистала на сцене неподражаемая Рина Зеленая: великолепная комедийная актриса сыграла…переживания молодой прачки, работающей на погранзаставе в первые дни войны. Как привычно – «зло и талантливо» – обличали мещанство Мария Миронова и Александр Менакер. Это было больше, чем «гастроль артиста». Это был лучик света в океане боли, горя, тревог…

Товарищ Бернес

Журналисты из газеты «Пролетарский путь» не пропускали ни одного гастролера. Но не все удостаивались комплиментов и пространных рецензий. Мастерство и талант тут не при чем. Все дело в жанре. Как не велика была слава Изабеллы Юрьевой, приезжавшей в Ульяновск в июне 1944-го, певица «заслужила» лишь пятнадцать скупых строчек. Ведь она пела «непатриотические» старинные цыганские романсы. Но публика, слушая ее, забывала о суровом времени и «правильном» репертуаре. Вместо одного концерта Юрьева пела целых четыре…

Могу себе только представить, как встречали зрители 1944 года 23-летнего Марка Бернеса – безумно обаятельного и очень популярного. За его плечами уже были «Истребители», «Большая жизнь», «Два бойца». И зал замирал, когда артист пел «Темную ночь». Бернес еще вернулся в Ульяновск – незадолго до своей смерти, году в 1967-м. Ездили тогда по городам и весям знаменитые артисты с представлением «Товарищ кино». Самым большим «залом» был тогда новенький стадион «Труд». Тогда-то и успела я посмотреть на Марка Бернеса. На стадионных лавочках невозможно было найти свободного места. Артист будто прощался, когда пел «Я люблю тебя жизнь».

…Нынче на рекламных щитах тесно концертным афишам. Заезжих гастролеров много. Но кто из них останется в памяти лет через сорок?