К 2010 году все сельские клубы области крепко встанут на ноги, считает начальник областного управления по делам культуры и искусства Татьяна Ившина.

«Жаркий» месяц апрель

– Татьяна Александровна, если судить по насыщенности весенней культурой афиши, складывается впечатление, что наша культура сейчас готова буквально к взрывной активности…

– Событий действительно много. Во-первых, проводим открытые конкурсы на замещение вакантных должностей в отрасли – это основа нашей кадровой политики. К примеру, накануне завершили конкурс на замещение должности директора областной филармонии. Перед комиссией стоял непростой выбор. Потому собеседование с кандидатами продолжалось почти четыре часа. Нам было небезразлично, кому достанется руководство крупнейшей творческой организацией области. Думаю, что предварительные результаты уже можно назвать. Большинство голосов отдано известному музыканту, заслуженному артисту России Валерию Николаевичу Уткину. Два десятилетия назад он пришел в нашу филармонию, состоялся здесь как артист и менеджер, создав свой коллектив и проведя крупное международное мероприятие – брасс-игры.

– В последние годы Валерий Уткин жил и работал в другом регионе. Его возвращение в «alma mater» • прецедент?

– Считайте, что это тожеосознанная часть нашей кадровой политики. Мы стремимся приглашать к себе инициативных людей. И это прекрасный исход, когда свой выбор они делают в пользу «родных пенатов».

Апрель вообще оказался богат на события. Пасхальные мероприятия – концерты и выставки – продлятся в этом году практически до окончания месяца. Их жемчужиной стало выступление оркестра под уп -равлением Гергиева. Еще не финиширует фестиваль «Музыкальный апрель», как начнется другая глобальная акция, связанная с ленинскими датами. Опять-таки, апрельский Форум книги – одно из главных мероприятий регионального «Года чтения», на который съехались ведущие специалисты в сфере продвижения «читательского» образа жизни в стране – все те, кто стоял у истоков соответствующей федеральной программы. Кроме того, апрель – это время подготовки к Дню Победы, а также сразу к трём нашим профессиональным праздникам – дням работников музеев, библиотек и работников культуры Ульяновской области. Вот такой получается «жаркий» месяц…

Культура как национальный проект

– «И это все о нем»… о творчестве, я имею в виду. А если вернуться к задачам управленческим: как по отрасли «культура» продвига-

ется формирование бюджетов?

– В феврале-марте мы были заняты составлением бюджетов по областным учреждениям культуры. В апреле приступили к согласованию муниципальных бюджетов. Опыт показывает – это полезно. Был составлен график. В соответствии с ним вызывали наших специалистов из районов, проводили консультации. Фактически это превратилось в «бюджетную» учебу. Важно, что мы имеем дело с бюджетами на среднесрочную перспективу, то есть с 2008 по 2010 год – эти временные рамки стратегически очень значимы. За этот период завершатся газификация области, равно как и оптимизация бюджетной сферы в целом.

Поэтому расчеты нужно было составить так, чтобы к 2010 году в муниципальных учреждениях культуры были решены все вопросы, связанные с обеспечением достойных условий труда нашим специалистам.

Естественно, тему газификации мы не обошли: не могли допустить, чтобы где-то газопровод прошел мимо сельского ДК. При формировании бюджетов задача стояла так – чтобы через три года неотапливаемых учреждений культуры на селе просто не осталось.

Другой важной проблемой стала телефонизация. Не секрет, что примерно 30% учреждений культуры в глубинке до сих пор не телефонизированы. Конечно, выручает мобильная связь, но это является нарушением государственных стандартов, в частности, по противопожарной безопасности. Поэтому такая бюджетная статья, как «услуги связи», закладывалась нами не только из расчета обслуживания действующих номеров, но и на установку новых телефонов везде, где это необходимо.

Вообще к 2010 году наши учреждения должны соответствовать всем требованиям, которые сегодня предъявляет пожнадзор, и в этом, как мы рассчитываем, нам тоже поможет новый бюджет. Это и автоматическая пожарная сигнализация, и полное оснащение средствами пожаротушения.

Каждую встречу с представителями районов мы начинали словами: «Нам нужна реальная картина ваших потребностей для реализации своих полномочий в сфере культуры. При этом каждому депутату, рассматривающему ваш проект бюджета, должно быть понятно, на что пойдут запрашиваемые деньги и какие конкретные результаты будут получены». Речь идет о создании базовых условий – везде должно быть тепло и светло, учреждениям нужна аппаратура, отвечающая современным требованиям культурно-массовых мероприятий. Кроме того, люди в полной мере имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом (в том числе и надбавки к зарплате).

– Насколько выгодно отличаются проекты новых бюджетов от ныне действующих?

– Некоторые районы привозили проекты, словно срисованные с 2007 года. Аргументировали так – цифры согласованы с местной администрацией, и они соответствуют реальным доходам конкретной территории. Нас такой вариант не устраивает. И речь здесь идет не о недостатках планирования, а о приоритетах, избираемых руководством того или иного района.

В преддверии формирования бюджетов прошло несколько встреч губернатора с главами муниципальных образований, на которых Сергей Иванович четко заявил о своей политике в сфере культуры: сегодня на уровне поселений нужно заниматься культурой так, как своими национальными проектами занимается государство…

-?!

– Впоследствии, изучая проекты бюджетов, было отрадно наблюдать, что многие поселения услышали эту установку. В большинстве сельских проектов задача, поставленная губернатором, отражена в полной мере – решить все основные материально-технические вопросы в сфере культуры к 2010 году. Порадовало серьёзное отношение большинства представителей районных властей, несмотря на то, что бюджетом в этом году мы занялись необычайно рано, в горячую весеннюю пору, а не в относительное летнее затишье.

Отрадно, что за последние две недели мы получили и около 15 программ или концепций стратегического развития культуры сельских территорий. При соответствующей доработке они могут быть вынесены для принятия местными депутатами. Особенно порадовали несколько районов, которые подошли к работе предельно грамотно.

– Какие же ноу-хау предлагают районщи-ки?

– Николаевцы обратили внимание на Канадей-скую башню – уникальный памятник регионального значения XVII века, старейшее оборонительное сооружение области. Интересную программу предлагают барышцы. У них большинство учреждений культуры отдано на уровень поселений. Поэтому концепция заключается в развитии мобильных культурных услуг. Они предлагают оснастить крупные населенные пункты транспортом – мини-клубами на колесах – и выезжать в малые села с книгами, аппаратурой, творческими коллективами своеобразным «культурным десантом». Ульяновский район, используя выгодность своего месторасположения, строит программу на развитии межрайонных коммуникаций с сельскими соседями и самим областным центром. Порадовал и «южный куст»: Радищеве Новоспасское… Пожалуй, огорчила только Старая Майна, не принявшая участие в наших обучающих семинарах, а в проекте бюджета района оказались практически не отражены культурные нужды входящих в него поселений. Хотя в виду последних археологических находок на этой территории концепция ее развития напрашивается, казалось бы, сама собой… Насторожили майнцы. В прошлом году они, подобно карсунцам, передали все культурные полномочия из поселений в районный центр. В этом году в Майнском районе начался обратный процесс, в результате которого почти 70 работников культуры лишились своего прежнего статуса, оставшись за бортом внимания районных властей. Это несомненный шаг назад, откат в прошлое.

– В свое время много говорили о необходимости создания так называемых социокультурных центров…

– Их создание – не самоцель, не очередная кампания, а системная работа. Некоторые районы выбрали именно эту форму как главное средство оптимизации своих затрат на бюджетную сферу и не проиграли. Пожалуй, наиболее грамотно к таким центрам отнеслись в Мелекесском, Павловском, Карсунском районах. Когда библиотека, клуб, неполная школа, иногда даже служба быта или учреждение здравоохранения сводятся под одну крышу в малом населенном пункте, это позволяет им какие-то проблемы решать совместно. Таким образом, повышается жизнеспособность. На конец прошлого года таких центров по области насчитывалось 147, а в году нынешнем их число вырастет до 200. С другой стороны, есть примеры, когда финансовые отношения между такими «компаньонами» обостряются. Взаимоотношения «район-поселение» на уровне конкретных учреждений вдруг начинают переходить на возмездные рельсы. Чтобы таких прецедентов не возникало, нужно и далее укреплять межведомственное взаимодействие как по горизонтали, так и по вертикали. Согласованность действий – вот основная задача, над которой нам всем предстоит работать в ближайшем будущем.