В первомайских шествиях участвовали более 50 тысяч наших земляков

Был в Советском Союзе такой праздник, когда люди, не в силах сдержать порыв, выходили на улицу с транспарантами, знаменами и портретами вождей. Речь идет о первомайской демонстрации. Что характерно, люди, по крайней мере в

Ульяновске, не стремились уклониться от этого мероприятия. Напротив, 1 Мая они справедливо считали одним из любимых красных дней календаря.

Праздник помог получить отсрочку от армии

В первомайских демонстрациях я участвовал, как говорится, с младых ногтей. Еще когда я был дошкольником, солнечным майским утром родители вели меня под белые рученьки в центр города. Я смутно понимал, что, собственно, происходит.

Вокруг меня возбужденно галдели люди с флагами и портретами. Но одно я знал точно: нужно радоваться. А как не ликовать, когда меня сажали на машину, завешанную транспарантами, и везли сквозь толпу людей! Гордый до кончиков ногтей, я изо всех сил размахивал огромной гвоздикой , сделанной из цветной бумаги, и кричал во все горло «Ура!» Не было никого счастливей меня!

В школьные годы праздник несколько омрачился из-за «почетной» обязанности нести тяжелые флаги и портреты. Еще чуть позже во мне проснулся дух противоречия, и я начал задумываться: а собственно, что мы демонстрируем 1 мая? И перед кем? Перед собой? В конце концов я вообще осознал, что совершенно не солидарен с трудящимися. Только спустя многие годы пришло понимание, какой замечательный это был праздник.

Кстати, в моей судьбе он сыграл очень важную роль. Весной, через год после окончания школы мне, как положено, прислали повестку из военкомата. Мол, собирайся, дружок, настал твой час. У меня же были совершенно другие планы: на носу было поступление в вуз. Начал ломать голову, как организовать отсрочку. Но тут случилось 1 Мая. Преисполненные хорошим настроением, мы с друзьями проявили себя как антисоциальные элементы – взялись за активное употребление

спиртных напитков. Примечательно, что ни до, ни после этого на демонстрациях я никогда не пил.

Не буду вдаваться в подробности произошедшего. Скажу только, что, убегая от милиции, я упал и сломал руку.

Разумеется, узрев мои «боевые» ранения, в военкомате мне дали отсрочку. А потом я поступил в вуз. Так что 1 Мая – все-таки нужный праздник.

«Да здравствует советский народ!»

– Для меня Первомай был всегда праздником, – рассказала читательница «Комсомолки» Анна Ларина. – Накануне на работе объявили о том, в какое время и где мы собираемся. Дело это было сугубо добровольное, однако, как правило, никто не отказывался. Шли на демонстрацию с удовольствием.

В час «X» весь наш строительный трест кучковался на улице Ленина, Кузнецова или Гончарова. Туда же прибывали машины с наглядной агитацией. Желающие брали в руки флаги, транспаранты и портреты. Обычно это были Ленин, Маркс, Энгельс, Брежнев и члены правительства. Помню, мне пришлось полдня носить генсека на руках.

Колонны со всех улиц стекались на площадь Ленина, к трибуне, на которой горожан поджидали первые секретари обкома и горкома. Они приветствовали колонны трудящихся на манер старших товарищей в Москве. Вообще ликование мы выражали во время всего шествия. Выглядело это примерно так: «Да здравствует героический советский народ!» – неслось из динамиков, развешанных по всему городу. «Ура!» – отвечали хором демонстранты. Насколько я знаю, в Ульяновске в первомайских демонстрациях принимали участие более 50 тысяч горожан.

На 1 Мая оживлялась торговля

– В Узбекистане, где я жил, на Первомай оживлялась торговля, – рассказал читатель «КП» Азис Абдуллаев. – В советские времена больше половины населения средней азии были европейской расы. Поэтому наша демонстрация ничем не отличалась от любой другой на территории России. Разве что одеты люди были по-другому. В это время уже стояла жара – градусов под 30. Мужчины шли по улицам в рубашках с коротки рукавом, а женщины – в летних платьях. Красиво.

Интересно, что на Первомай на улицах города шла бойкая торговля. Бабушки продавали яблоки в сахаре, семечки, орехи.

Милиция частных торговцев «не замечала».

Интересно, что в Узбекистане первомайская демонстрация была только началом праздника. После нее все шли в уличные кафе кушать шашлыки, лагман и плов. Взрослые в этот день не жалели денег и покупали детям все, что они бы ни попросили.

Мне обычно в честь праздника давали от трех до пяти рублей. Это была огромная сумма, если учитывать, что хлеб и мое любимое яблоко в сахаре стоили 20 копеек, а шашлык – 25 – 50 копеек.

Больше всего мне запомнился Первомай, когда дядя одарил меня десятью рублями. Мне было 12 лет. Я купил 20 настольных игр и угостил в чайхане всех своих друзей.

Во время шествий не пили

– Мне запомнилося 1 Мая 1961 года, – вспоминает Антонина Макарова. – В тот год мы решили встретиться с одноклассниками. Только закончили школу, и нам не терпелось обменяться впечатлениями о взрослой жизни. Хоть у нас и не было транспарантов, мы организовали свою колонну. В приподнятом настроении вместе со всеми прошли по улицам Ульяновска. А затем замечательно посидели в кафе – поели мороженого. Никому из нас и в голову не пришло заказывать спиртное. Нам и так было весело. Ведь впереди у каждого была своя жизнь.

Я украл красное знамя

– 1 Мая я совершил ужасное преступление, – рассказал Игорь Самойлов. – В 1989 году у меня, студента педагогического университета, отношение к мероприятиям типа первомайской демонстрации было отрицательное. Я воплощал собой оппозицию. Ветер был в голове…

Комсорг опрометчиво вручил мне красное знамя. Целый час оно развевалось в моих руках. А затем вместе с товарищем мы слиняли пить коньяк. Весь вечер я ходил с красным знаменем! Глубокой ночью пришел домой и аккуратно поставил стяг в угол, где он и простоял у меня около года.

Комсорг на собрании обвинил меня в воровстве и долго требовал его вернуть. Однако этого так и не случилось, поскольку из института меня отчислили. Но это уже совсем другая история.

Донести шарики было непросто

– На первомайской демонстрации у нас разворачивалось настоящее соревнование, – рассказала Марина Синицына. –

Выигрывал тот, у кого было больше всего воздушных шаров. Чтобы победить, мы заранее обегали все киоски «Союзпечать». Шариков в те времена было несколько разновидностей. Большие яйцеобразные (они считались самыми лучшими), маленькие круглые, сосискообразные и такие же, но волнистые. Весь вечер перед 1 Мая мы всей семьей, до помутнения в глазах, надували шары. А утром я бежала к подружкам на площадь Ленина. Донести шары до места было непростой задачей. Мальчишки все время пытались их проколоть! Даже взрослые дяди тыкали в шарики окурками и весело смеялись, когда я пугалась неожиданных хлопков.

После демонстрации оставшиеся в «живых» шарики мы вывешивали на балкон. Пытались как можно дольше сохранить ощущение праздника.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Мы продолжаем публиковать материалы под нашей новой рубрикой «Обратно в СССР». Следующий выпуск мы посвящаем Дню Победы.Какое значение придавалось этому празднику во времена СССР?

Уважаемые читатели! Если вы хотите поделил ся с нами интересными историями, произошел! ми в те годы, своими воспоминаниями, мыслям не сдерживайте себя, пишите нам. Особенно приветствуются фотографии.

Наш адрес: Ульяновск, ул. Карла Маркса, 41. Телефоны: (8422) 44-6060, 44-80-35. Электронный адрес: fletch@mail.ru

Обязательно пометьте ваше послание «Обратно в СССР».