Прочитал в газетах о разработке и утверждении областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта в Ульяновской области в 2007-2011 годах», в рамках которой город должен получить 350 новых автобусов. Испытал положительные эмоции.

Наконец-то, подумал, будем ездить что надо.

Действительно, ежедневные поездки в маломестных, не предназначенных для массовых городских перевозок «Газелях» изрядно изматывают. И ульяновцы вправе были ожидать от властей их замены. Если не на автобусы-«гармошки» особо большой вместимости, то хотя бы на трехдверные – большой вместимости. Например, на отечественные «ЛиАЗы».

Однако «стайка первых ласточек» меня лично удивила и разочаровала. Из дальне-ближнего зарубежья в наши края «прилетели» птахи-середнячки (в смысле вместимости) иностранного «высиживания». Как будто нет аналогичных своих родных, российских, того же класса, «пазиков».

«Богдан-Исудзу» – это гибрид японского шасси грузового автомобиля и украинского пассажирского кузова для внутрирайонных сельских маршрутов с редкими остановками и небольшой сменяемостью пассажиров.

Ульяновцам же нужен городской вариант. Чем он характерен?

Во-первых. Наличием как минимум двух широко открывающихся дверей для быстрого и свободного входа и выхода пассажиров. Кстати, в советские времена запрещалось использование на городских маршрутах автобусов с одной дверью. Во-вторых. Перед входной и выходной дверями должны быть просторные накопительные площадки, на которых пассажиры готовятся к расчету с кондуктором и к выходу из автобуса.

На этих же площадках размещаются детские и инвалидные коляски. В-третьих. Общая вместимость должна значительно превышать количество мест для сидения – городские поездки кратковременны, можно и постоять. В-четвертых. Наличие широких проходов для беспрепятственного перемещения едущих внутри салона. В-пятых. У входной двери должно быть место для кондуктора. Вшестых. Мягкость и плавность хода автобуса, то есть хорошая амортизация. Все перечисленное выше создает комфортность поездки. Ничего этого у японско-украинских созданий нет. (Но есть у наших доморощенных «ЛиАЗов»!) Кроме того, появление новых моделей, особенно иностранных, усложняет работу автопредприятия. Каждую износившуюся или сломавшуюся деталь надо заказывать и доставлять из далекой Японии. И спецоборудование для технического обслуживания нужно другое.

Удивительно, что при выборе марки автобуса власти советовались, как видно из газетных сообщений, со специалистами торгово-коммерческой организации, а не с профессионалами-автотранспортниками, коих в городе много и у которых многолетний опыт организации автобусных перевозок в Ульяновске в былые времена.

Богдано-исудзуковские поклонники ссылаются на дешевизну этих машин. Да, это так. Как единица подвижного состава они дешевле ликинцев.

Но если поделить стоимость автобуса на количество одновременно перевозимых пассажиров – 43 у первых и 110 у вторых, – то ценовая характеристика изменится в пользу последних. К тому же надо учесть, что в обоих случаях перевозку осуществляет один водитель.

Не хочу приводить цифры и цены. Если это кого-то заинтересует, то они могут позвонить в соответствующую организацию.

Создается впечатление, что инициаторов данного приобретения больше интересовало финансовое благополучие компании-поставщика и процветание зарубежного автостроения, нежели транспортные удобства горожан. Получается, что деньгами ульяновских налогоплательщиков областной бюджет профинансировал японскую и украинскую автопромышленность. А отечественную – проигнорировали!

Гоню от себя скабрезные мысли. Но, может быть, в этой сделке кто-то кровно заинтересован?

Для этогонужно внимательно еще раз просмотреть апрельские номера областных и прочих газет, которые освещали это «радостное» событие.

Так что на заголовок хвалебной статьи «Автобусы – что надо!», помещенной в одном из изданий области, отвечаю: «Нет! Таких не надо!». Для города они совершенно не «идеальны» и никак «не предназначены для перевозки интенсивного потока пассажиров».

P.S. Знающие люди сказали мне, что на нашем автозаводе начали собирать грузовики как раз на этом самом шасси «Исудзу».

Автострадалец из Заволжья, ветеран-транспортник.

От редакции

Как эти автобусы выиграли тендер?

«Исудзу» закупались на бюджетные деньги, поэтому обязательно должен был быть конкурс. Был ли он, неизвестно, поскольку в СМИ речь о нем, кажется, не шла. А если был, то каким образом победу в нем одержал украинский завод, выпускающий эти автобусы? Хотя бы из соображений цены. «Богдан-Исудзу» стоит, по нашим сведениям, 1200000 рублей. Российский «пазик» такой же вместимости, но более приспособленный к нашим дорогам, – 630 тысяч рублей, то есть почти в два раза дешевле. Или уж область так разбогатела, что цены при подобных сделках никого больше не интересуют?

Андрей СЕМЕНОВ.