Божий дар, талант и упорный труд создали в результате то, чем является Аркадий Егуткин. Уважаемый мастер кисти, имеющий звание «Заслуженный художник России», бессменный председатель региональной организации Союза

художников России, он недавно стал (вместе со скульптором Василием Шеломовым) первым лауреатом областной Пластовской премии за творчество последних лет. Сегодня Егуткин – гость «УС».

-Аркадий Ефимович, Вы довольны собой?

– До сих пор до конца не у ве-рен, что я – художник. Робею перед чистым холстом. Но вот когда ты «вошел» в него, то должен стать всемогущим и сотворить свою Вселенную. Обязательно должен быть в хорошем смысле кураж. Без этого становишься академически выдержанным, «правильным» и оттого – скучным.

– В Вашей семье, знаю, художников не было. А в начале Вашей трудовой биографии Вы даже журналистом успели поработать. Что же привело к живописи?

– Членом Союза журналистов я стал в 1964 году. Четыре года работал в «Ульяновской правде», писал очерки о людях, рисовал их портреты, и очерки публиковались с этими рисунками. Но моя первая профессия – технолог-литейщик – была совсем далека от живописи. В Казани начинал учиться в техническом вузе, работал в Ульяновске на автозаводе. А потом поступил на художественно-графический факультет Московского полиграфического института.

– Крутой поворот в судьбе?

– Да нет, не крутой, я рисовал всегда. Моими художественными «университетами» в детстве был кружок во Дворце пионеров нашего города. Учился у Юрия Васильевича Павлова, тогда молодого выпускника художественного училища, а теперь известного нашего педагога. Занимался у него с увлечением. Когда окончил школу, мне многие советовали идти по художественному направлению. Но я тогда был максималистом: или стать великим художником, или – никаким! В свои силы не верил.

– Но все же поверили!

– Было так. Один мой однокашник в 1960-1961 годах познакомился в Москве со

студентками, будущими художниками, среди которых была дочь Федора Решетникова, – знаете, академика и автора знаменитой картины «Опять двойка». Этот однокашник решил показать новой компании мои рисунки и донимал меня по этому поводу. Я приятеля считал за классического болтуна и говорил ему: «Отцепись!» В конце концов он донял меня: рисунки показал. Девушкам они понравились, и дочка Решетникова представила их отцу. Тот потребовал меня к себе в Москву. Я приехал к нему в мастерскую. Сидели, беседовали. Он говорит: «Тебе надо учиться!» А потом повел к Пластову, знакомиться. Аркадий Александрович для меня был настоящий небожитель. Явились мы некстати: он торопился куда-то – был в костюме и при галстуке. Но мои рисунки все же посмотрел. «Где учился?», – спрашивает. «Да нигде! » «Тебе обязательно учиться надо!», – посоветовал Пластов и пригласил весной приехать к нему в Прислониху.

– Поехали?

– Еле весны дождался. Подхожу к его дому, а во дворе -собака огромная. Войти не решился, только заглянул через калитку. На крылечке -женщина, говорит: «Входите, не бойтесь». Аркадий Александрович выходит в толстовке, надевает телогрейку, треух, калоши: «Пошли!» В мастерской – картины, столярные инструменты… Он все своими руками делал. А по периметру на полке – поделки из дерева, из коряг. Пластов почувствовал мой интерес: «Вот, видишь, – фавн, в лесу валялся, даже добавлять ничего не пришлось…». Разговаривал он своеобразно, как будто мысль его опережала слова. Поначалу не врубаешься, а потом привыкаешь. И вот эти встречи утвердили меня в том, что я на что-то способен в изобразительном

искусстве. С 1967 года начал участвовать в областных выставках, а с 1974 года – в региональных, затем – во всероссийских и всесоюзных. В члены Союза художников вступил в 1975 году.

– Вам довелось работать и в эпоху так называемого развитого социализма, и в эпоху «дикого» капитализма. В прежние времена нужно было соизмерять свое творчество с коммунистической идеологией, сейчас – учитывать законы рынка. Когда было легче?

– И тогда, и сейчас жизнь -палка о двух концах, Тогда для художников строились мастерские, квартиры давали. Не так, как сейчас, когда постоянно приходится печься о куске хлеба. Были социальные заказы. Приходилось писать доярок, рабочих, Ленина. Но я об этом не жалею. Хотя меня как следует «избивали», потому что я люблю в творчестве символ, знак. Тем не менее, такая работа была мне интересна. Общение с этими людьми, создание их образов лишний раз убеждали в том, что каждый человек – Галактика. Подтверждаю свою подпись под любой из тех работ. А вот то, что в последние годы происходит с рынком, иначе, как базар, не назовешь.

– Тем не менее, региональное отделение Союза художников России, которое Вы возглавляете больше двенадцати лет, сумело сохранить многие позиции…

– Она – одна из самых уважаемых в Союзе. Нас свыше 90 человек. Есть народные, заслуженные художники, отмеченные различными премиями, лауреаты государственных и региональных премий, участники престижных российских и международных выставок. Мы сохранили, в отличие от других региональных организаций, и свой творческий потенциал, и производственную базу. Каждый месяц в своей галерее открываем новую выставку. Творчество ничем не ограничено, художники вольны выбирать стиль по душе. Занимаемся благотворительной деятельностью, которую по размаху председатель Союза художников России Сидоров назвал беспрецедентной. Наши картины и скульптуры помогают выздоравливать в больницах старикам и детям, наполняют духовностью детские дома, приюты, школы в сельской местности.

-А перспективы просматриваются?

– К сожалению, пока мы ощущаем угрозу существованию нашей организации. По 131-му Закону, весь нежилой фонд, принадлежащий муниципалитету, до 1 января 2009 года должны продать с молотка. Мастерские художников, галерея как раз попадают под это, что является для нас катастрофой. К тому же, до сих пор не принят Закон о творческих союзах. Все это способно загубить целую отрасль искусства.

– Вы преподаете в Ульяновском госуниверситете студентам, будущим художникам и дизайнерам. Как Вы оцениваете подрастающую смену, и много ли желающих встать на чрезвычайно трудный путь в искусстве?

– Недавно работы одиннадцати ребят мы представляли на выставке «Молодые художники России», восемь прошли через «сито» выстав-кома, причем трое впервые принимали участие в вернисаже такого высокого уровня. Вообще, среди студентов способных не так уж много, как хотелось бы. К сожалению, платное обучение не способствует тому, чтобы профессии могли учиться самые талантливые. Но «светлячки» все же есть, на них наша надежда.