В начале мая стало известно о заседании конкурсной комиссии по присвоению звания «Почётный гражданин города Ульяновска». Пресс-служба думы разослала пресс-релиз, в котором напомнила, что это звание присваивается ежегодно только одному кандидату. Этим кандидатом комиссия (в составе депутатов, представителей мэрии, районных администраций и общественности) определила претендента – мэра Ульяновска Сергея Ермакова. Окончательное решение должно быть принято на заседании гордумы 30 мая. С одной стороны, это сообщение можно было бы оставить без внимания. Но, как говорил медвежонок Вини-Пух, «это ж-ж-ж-ж-ж – неспроста».
Жаль, что официально не сообщили о других претендентах на это звание. А они были (трое). Поскольку дело пахнет керосином, я не стану называть фамилии достойных и уважаемых ульяновцев – соперников пока еще действующего мэра на звание «почетного горожанина». Не стану потому, что в процессе обсуждения единственного претендента появились неприятные моменты. Момент первый: перед заседанием комиссии некоторым представителям инициативных групп, выдвинувших своих кандидатов на это звание, предлагали как-то не сильно настаивать либо забрать свои заявления из конкурсной комиссии. Момент второй: некоторые предприниматели рассказывают, что перед заседанием комиссии приходили к ним «посланцы», собирающие подписи в поддержку инициативы представления Ермакова к «почетному». Момент третий: инициатива о присвоении мэру звания исходит от губернатора Сергея Морозова. В общем, процесс внесения Ермакова в почетный список больше напоминает очередной «пряник» для Сергея Николаевича. Но, «пряники» без «кнутов» редко бывают…
То кнут, то пряник
Политика «кнута и пряника» в отношении ульяновского мэра применяется постоянно. Причем, «порют» его как горожане, так и энергетики, и представители не только областных, но и городской – законодательной – власти. «Порют», естественно, всегда с прицелом. Горожане – для того, чтобы порядок в городе был: дороги, освещение, ясная и понятная политика в ЖКХ.
«Друзья» по чиновничьему и властному креслу – «порют» с более дальним прицелом: чтобы Ермаков не мешался «под ногами». Ведь мэрское кресло – это своеобразный шлагбаум на пути к городской собственности, бюджету и прочим денежным потокам. Здесь прицел – более дальний. И, если мэр ведет себя «неправильно», то и дело над его спиною раздается свист кнута. Для большинства ульяновцев многое в местной «политике» остается неизвестным и непонятным: следить за поварами на политической кухне просто некогда. Но на этой же кухне не только кнутами машут: то и дело на грудь Ермакова приземляются разные «ордена», послужной список пополняется званиями академика (я уже не говорю о заграничных командировках в составе делегаций областного правительства, о которых Ермаков не любит распространяться). И вот теперь – «почетный горожанин». Очень похоже на финал мэрской карьеры. Чтобы, так сказать, подсластить «проводы»… Честно говоря, я сочувствую Сергею Николаевичу. Хотя, скорее всего, он в моем сочувствии вовсе не нуждается.
Это не лицемерие…
И, тем не менее, напомню о некоторых событиях практически годовой давности – периоде большой порки ульяновского мэра. 11 и 12 мая прошлого года Ермакова отлупили наотмашь. Сначала – председатель гордумы Василий Гвоздев, и всего сутки спустя – губернатор Сергей Морозов. Для понимания ситуации есть смысл напомнить то, о чем говорили эти два человека, избранные так же, как и мэр, нами самими.
Интервью Гвоздева называлось «Работа ульяновской мэрии – это непрофессионализм».
«Корреспондент: Сейчас в Ульяновске много говорят о неком конфликте между губернатором Сергеем Морозовым и мэром Ульяновска Сергеем Ермаковым. Какую позицию в этом вопросе занимает городская дума и Вы лично?
Гвоздев: Приведу лишь один, но весьма показательный пример. Накануне Дня Победы мы провели большой концерт для ветеранов. Во время официальной части этого праздничного мероприятия два руководителя ветеранских организаций заявили, что они очень встревожены обострившимися отношениями между этими политиками. Лидеры общественных организаций так прямо и сказали, что эта напряженность уже видна всем, она уже вышла наружу и ее бесполезно скрывать. Все говорят, что ни людям, ни городу это противостояние невыгодно.
Моя позиция как председателя Ульяновской городской думы заключается в следующем. Я в своих действиях буду ориентироваться на мнение губернатора Сергея Морозова (выделено мною – Г. А.). Во-первых, он выбран прямым голосованием населением Ульяновской области, а затем получил доверие Президента России Владимира Владимировича Путина.
Все, что Морозов сделал за последние 1,5 года, вся динамика развития области имеет только положительные тенденции. Абсолютное число депутатов городской думы считает, что муниципальной исполнительной власти вообще и мэру Ульяновска в частности следует работать с администрацией области более конструктивно. Да, напряжение между Ермаковым и Морозовым есть. Говорить, что его нет, значит, не замечать очевидного. Мое мнение, чтобы Ермаков больше прислушивался к губернатору и все-таки начал выстраивать с ним отношения. И чтобы никаких конфликтов, тем более выплескиваемых в СМИ, мэр не допускал. Пусть ругаются в своих кабинетах при закрытых дверях, но населению этого видеть не надо. Горожане должны видеть лишь нашу работу, а не разборки».
Комментируя ситуацию со строительством пешеходной зоны на улице Карла Маркса питерской компанией «Возрождение», Гвоздев добавил: «Но, обещая питерцам оплату, мэр по какой-то причине скрыл от них, что у нас дыра в бюджете в 300 миллионов рублей… Денег в бюджете катастрофически не хватает. Мы предлагали выполнить уже утвержденную программу приватизации и разработать расширенную. Ведь все равно это придется делать. Если не сейчас, то в следующем году. Но в думу мэр Ульяновска Сергей Ермаков не выходил со своими предложениями. Если бы он хоть что-то предложил конкретное, дал хоть какие-нибудь гарантии, что мэрия сможет справиться с приватизацией, то депутаты двумя руками проголосовали бы «за» красивую, новую улицу. Но, к сожалению, от Ермакова опять ничего нет. Я жестко повторю – это непрофессионализм, который подразумевает под собой четкое понимание того, как ты будешь с людьми расплачиваться. А не так, как сложилось у нас – раскопали, кинули, забыли…»
Материал с губернатором назывался «Сергей Морозов: о команде Путина, ульяновском мэре и борьбе с коррупцией».
«Корреспондент: Вчера (11 мая 2006 г. – Г. А.) на портале United Volga вышло интервью с Василием Гвоздевым, председателем УГД. Он оценил городскую исполнительную власть, команду Ермакова, как непрофессиональную. В какой степени уровень исполнительной власти в муниципалитетах тормозит реализацию национальных проектов?
Морозов: Во-первых, я хочу сказать, что я тоже могу подписаться под этой оценкой председателя городской думы. Считаю, что в абсолютном большинстве все блоки мэрии сработали ниже своих возможностей и не выполнили те задачи, которые ставил губернатор. Соответственно это касается вашего вопроса про реализацию национальных проектов. Городская власть тормозит их реализацию.
Корреспондент: В частности?
Морозов: В частности, в вопросах административной реформы. В частности, ничего не сделано, чтобы быть максимально прозрачными для населения, что называется во взаимоотношениях с гражданским обществом. Ничего не сделано. Люди продолжают ходить по кругу, поэтому не могут решить своих проблем. Люди вынуждены писать губернатору, президенту, полпреду. Это совершенно неправильно.
В частности, нет четкой ясной политики в области реформирования социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса. Так, отдельные попытки навести марафет… Но реальных положительных результатов они никогда не принесут.
Корреспондент: А вы Ермакову обо всем этом говорите?
Морозов: Да, очень много, но он не хочет слышать. Слышать он слышит, но не хочет слышать. И я боюсь, что это может привести в ближайшее время к усилению тех необратимых последствий, которые существуют. Муниципальная экономика будет просто разрушена».
В конечном итоге, спустя всего две недели после этой выволочки, в официальной городской газете на первой полосе Сергей Николаевич, с несколько натянутой улыбкой, благодарит Сергея Ивановича за то, что губернатор помог решить для Ульяновска проблему с горячей водой…
…это – политика
Кто-то назовет эту историю лицемерием, кто-то политикой. В любом случае, «кнуты» практически всегда имели воздействие на мэра. Но после «кнутов» всегда появлялись «пряники». Что же до почетного звания, то комиссия по его представлению в большинстве своем состоит из представителей исполнительной власти (мэрии и районов) и депутатов. «Общественность» в ней представлена гораздо меньшим числом. Да и раздумывали члены комиссии недолго. На первом же заседании от депутата Геннадия Матвеева поступило предложение проголосовать за конкретного претендента (и по регламенту комиссии такие предложения «голосуются» сразу же), хотя председатель комиссии первый заместитель председателя гордумы Александр Данилов предлагал не торопиться, а сначала обсудить всех кандидатов и перенести голосование. В результате больше всех голосов набрал Сергей Ермаков…
По нашей просьбе фирма «Криптон-С» провела опрос ульяновцев, спросив их об отношении к решению конкурсной комиссии. 40% опрошенных горожан ответили, что «Ермаков достоин этого звания»; 21,7% – «есть более достойные претенденты на это звание»; 38,3% затруднились с ответом. Затруднились, наверное, потому что редко заглядывают на политическую кухню.
Убрать первого заместителя председателя гордумы…
Похоже, что попытки сместить Ермакова выходят на очередной, более крутой виток. И сломать сопротивление мэра пытаются и такими вот «пряниками». Для кого и почему пытаются освободить мэрское кресло – точно пока не известно. Но перестановки идут и в гордуме.
Вчера, например, состоялось внеплановое заседание думы (прессу на заседание не пускали). На нем обсуждался вопрос отстранения от должности Александра Данилова (депутата от Заволжского округа). Первыми за отставку Данилова расписались депутаты Геннадий Соловьев и Геннадий Бударин. Гвоздев написал «присоединяюсь». Аргументы инициаторов отставки – «низкий рейтинг доверия» (очевидно – депутатский), и якобы неудовлетворительная работа по курируемым Даниловым направлениям. Для принятий решения по отставке нужно было 24 голоса, набралось 20 (9 человек – «против»)…
В общем, на мой взгляд, идет расчистка плацдарма. Стряпается новое блюдо. По чьему рецепту – можно только догадываться.
На выходе может оказаться, первое: в результате убирается только Ермаков. Второе: убирается Ермаков, меняется Устав Ульяновска и на управление думой и мэрией ставится один человек. Кстати, в майском пресс-релизе – отчете о поездке депутатов ульяновской гордумы в Пермь – сообщается, что «Главное отличие пермской системы управления от ульяновской заключается в том, что в Перми всенародно избранный мэр города автоматически является и главой Городской Думы. Пермяки утверждают, что данная система позволяет решать общие задачи гораздо быстрее». Это – намек?
Постскриптум
Прав был мудрый Вини-Пух: неправильные пчелы готовят неправильный мед.