Это раньше, в недемократичные времена, все культурные мероприятия назывались своими именами. Выставка – выставкой, концерт – концертом, фестиваль – фестивалем, массовые гулянья, соответственно, массовыми гуляньями. Сейчас любое, даже мало-мальски культурное действо величают гордым и многообещающим словом «проект». Коли работник культуры его не употребляет, значит, безнадежно отстал от бурного культурного прогресса и не понимает своего предназначения.
Областное управление по делам культуры и искусства умудряется даже такое важное, но вобщем-то рядовое дело, как создание компьютерной базы данных областных учреждений культуры, именовать одним из своих приоритетных проектов. И заносит его себе в заслугу на всех отчетных мероприятиях.
Может ли железка стать искусством
Очередной проект просто восхитил меня своим нетривиальным названием. «ТЭЦ – территория искусства» – как вам? Конечно, искусство можно творить и демонстрировать на любой территории, но все-таки «Теплоэлектроцентраль» – режимный объект. Может пусть лучше ТЭЦ остается предприятием, выполняющим свои функции?
Ну да Бог с ним, поверим, что и на ТЭЦ можно «реализовывать проекты». Тем более, что этот придумала и поддержала Волжская территориальная генерирующая компания (ВТГК), филиалом которой и является Ульяновская ТЭЦ-2. А с начальством не поспоришь…
В общем привезли на станцию – проекта ради – руководителей практически всех учреждений культуры Ульяновска во главе с самым главным культурным начальником Татьяной Ившиной. Провели экскурсию по главному цеху станции, где и оставили четверых фотожурналистов – на фотосессию. Мол, чтобы они доказали (цитирую организаторов): «Энергетика – это не только Чубайс и рубильник, это и позитивные моменты(?).Любая железка может стать искусством». Железка-то, конечно, не может, а вот фотография…
«Страховка» для бизнеса
Пока фотожурналисты пытались отыскать искусство на территории ТЭЦ, все присутствующие отправились заседать за «круглым столом» под названием «Культура и бизнес. Шаг навстречу». Я, честно говоря, подивилась оптимизму организаторов. Только
очень жизнерадостный человек может по нынешним временам считать взаимоотношения культуры и бизнеса шагом навстречу. Потому что бизнес шагает сам по себе и к своим целям, иногда милостиво разрешая культуре обслужить свои интересы. Ну за плату, разумеется. А вечно нищая культура разве от денег откажется? Вот и просит у богатых, втайне надеясь хоть капельку приобщить их к вечным культурным ценностям.
Впрочем, в разговорах за «круглым столом» выяснилось, что вечные культурные ценности – в отличие от собственных интересов – бизнесу без надобности. Не для того они деньги зарабатывают. Единственный представитель бизнеса от ВТГК из Самары – начальник службы маркетинговых и корпоративных коммуникаций Ирина Стрижова – так прямо и откровенно заявила следующее. Бизнес – не дойная корова. Ему нужна стабильность власти (другими словами, чтобы власть их не трогала и не мешала зарабатывать). А культура – некий инструмент, страховка, призванная помочь наладить благодушные отношения властью с бизнесом.
Это и определяет интерес бизнеса к тем или иным проектам. Интерес прикрывается словами о социальной значимости для региона. Проще говоря, ту же ВТГК, прежде всего волнует: будет ли от проекта конкретная польза их потребителю. Это непременно подразумевает: в проекте так или иначе должна быть отражена имидж или славная деятельность предприятия во благо человечества. Вот и оказались обласканы такие самарские проекты как «Самарская ГЭС – памятник федерального значения» (здание-то станции, что стоит без перестройки с 1927 года, можно и без проектов поддерживать. Или слабо без пиара?). Или проект «Памятник первой отопительной батарее», изобретенной полтора века назад (ну это мы в ульяновских краях проходили, мы теперь не людям – предметам и буквам памятники ставим). Или арт-фестиваль «Праздник света», в рамках которого победителем признан проект «Вело-синема». Говорят, он пользовался бешеной популярностью у самарчан. Значит так. Садишься на велосипед – не простой, «интерактивный». Крутишь педали – очень быстро. А видик проецирует на экран городские улицы. Плохо крутишь – «кина» не будет. При чем здесь ВТГК? Так на велосипеде же цветные лампочки горят!
Кто кому нужнее
К сожалении, приглашенные ульяновские представители бизнес-кругов мероприятие проигнорировали. Не захотели они обсуждать заявленные вопросы: как культуре заинтересовать бизнес, какие цели преследуют те и другие, кто кому нужен больше и проч. И уже этот факт – красноречивое свидетельство их позиции по отношению к культуре. И сразу ясно кто кому нужен больше.
Руководители учреждений культуры пытались навязать дискуссию и взаимном интересе, отношениях на правах партнерства, о том, что искусство – это не досуг и развлечение, оно формирует внутренний мир человека… А им в ответ: да вы неисполнительны, да вам все время творческий процесс мешает, да вы законов не знаете, да вы наш логотип не там ставите. Вот такой «шаг навстречу» получился.
Свое видение сотрудничества высказала и Татьяна Ившина, уже не первый с энтузиазмом внедряющая в областную культуру идею коммерциализации, поведав о весьма милом местном проекте «Ассамблеи русской усадебной культуры». Речь идет о реставрации на деньги инвесторов усадьбы Перси-Френч в Тереньге. Причем, вложивший средства сам решит, что ему со зданием сделать: то ли частный дом, то ли офис. Управление культуры выдвигает только одно требование: в любом случае каждый желающий с улицы может зайти и осмотреть усадьбу. Наивность какая…
Крутите педали!
А в чем соль-то проекта «ТЭЦ – территория искусства»? – спросите вы. Объясняю. То, что минут за сорок наснимали четыре фотографа, трое из которых узнали о своем участии проекта только на месте, они должны были продемонстрировать (то бишь презентовать) участникам «круглого стола». Не успели. Разговоры затянулись. Так что и не могу вам сказать: «реализован проект» или нет. Лично я постеснялась бы столь обыкновенное мероприятие обзывать проектом.
И уж, конечно, сколько не употребляй слово «арт» по отношению к велосипеду с лампочками, никогда этот объект не поселится на территории искусства, потому как никоим образом не имеет к нему отношения. И для того, чтобы данный «проект» организовать, культура вообще не нужна. Развлекайте потребителей. Крутите педали.
Только не смешите людей, говоря, что таким образом вы делаете шаг навстречу культуре.