Пожалуй, нет ни одного человека в Ульяновске, которого так или иначе не затрагивало бы состояние наших дорог. Каждый день горожане едут на маршрутках и собственных авто на работу и отдых. По городским магистралям перевозятся сотни тонн грузов. Эффективная транспортная коммуникация является не только одним из основных вопросов экономики всего государства, но и насущной проблемой простых людей. Автотрассы не зря называют артериями: они необходимы для нормальной жизнедеятельности страны. Но есть еще одно точное определение: дороги -это лицо города. По ним гости составляют впечатление о населенном пункте. Плохие дороги – это поврежденные грузы, разбитые автомобили, аварийные ситуации, дурное настроение и ощущение общей неустроенности.

К сожалению, нашему городу в этом плане хвастаться пока нечем. О том, как можно изменить эту ситуацию, мы побеседовали с директором ульяновского Асфальтобетонного завода Валерием Стародубцевым.

– Валерий Григорьевич, какое место в дорожном хозяйстве города отведено Асфальтобетонному заводу?

– Наше место можно определить отчасти из названия. Завод производит асфальтовые и бетонные смеси, являющиеся основным расходным материалом в дорожном строительстве. Но фактически мы занимаемся всей дорожной инфраструктурой города. В прошлом году завод выиграл муниципальный тендер и был генеральным подрядчиком всех ремонтно-строительных работ на ульяновских трассах. На эту роль претендовало несколько крупных компаний, но нам удалось предоставить наиболее приемлемые для города условия. Часть работ выполняли сами, часть -через субподрядчиков: одно предприятие было не в силах освоить все выделенные на тот момент 100 миллионов рублей. В основном все запланированные на 2006 год работы удалось выполнить.

15 мая – дата начала основных работ в соответствии с распределенными-лотами. Капитальным ремонтом в городе займется «Ульяновскдорстрой», он же возьмет на себя аварийный (так называемый ямочный) ремонт в Заволжье. Есть в общем объеме запланированного и наша немалая доля: аварийное восстановление полотна в правобережье и внутриквартальный ремонт «городских артерий» в Железнодорожном районе.

– 15 мая – не поздно ли? Неужели до этого времени ничего не было сделано?

– Конечно, работа велась. Согласно титулу текущего содержания, мы своими силами уже начали работу в городе. Слова «социальная ответственность» для нас -не пустой звук. Уже за апрель сделано порядка шести тысяч квадратных метров -залатаны большие ямы на улицах Советской и Гончарова, бульваре Пластова. Все улицы, по которым прошла недавняя эстафета, были приведены в порядок. Причем сделали мы это при плохих погодных условиях. Комиссия, проезжавшая по маршруту перед началом забегов, поставила нам хорошую оценку. Завод потратил на апрельскую работу 1,3 миллиона рублей. В прошлом году за тот же срок мы привели в порядок 1,5 тысячи квадратных метров покрытия. С одной стороны, рост на 300 процентов, предприятие смогло справиться с таким объемом. А с другой – печальный показатель. Ведь дороги изношены в четыре раза сильнее! Очень подвела нас зима. Стояла самая плохая погода для дорожников: оттепель, а потом опять подмораживало.

– А почему не попытались стать генподрядчиком, как раньше? Что-то изменилось?

– Это не значит, что мы как-то ослабли. Наоборот, стали опытней. В прошлом году впервые работа велась со столь значительной суммой. Предприятия налаживали взаимодействие друг с другом, пробовали различные схемы сотрудничества, искали наиболее продуктивные решения. В этом году Асфальтобетонный завод, с учетом накопленных знаний, решил остановиться на аварийном и внутри-квартальном ремонте. Во-первых, эти виды деятельности больше соответствуют нашей специфике и технической оснащенности. Во-вторых, в нашем городе есть серьезные предприятия, которые смогут достойно справиться с поставленными перед ними задачами. В-третьих, работы нам и без того хватает: в нашем ведении много инженерных сооружений, мостов, путепроводов и других объектов. Так, стела в честь 30-летия Победы тоже «наша». Заботимся о внешнем виде трасс – на предприятии работают 60 уборщиков. Урнами – и теми занимаемся. Некоторые городские улицы под нашим «патронажем». Направлений деятельности очень много, с этим дай бог справиться.

Однако никакого самоустранения от сложных задач нет – на правах балансодержателя дорог мы продолжаем по-прежнему отвечать за их состояние. То есть будем участвовать как в приемке готовых работ, так и в контроле за процессом. У нас есть лаборатория, которая позволяет определить и марку асфаль-

та, и его качество. В наличии интеллектуальный потенциал – многоопытные знающие сотрудники.

– И что показывают проверки? Халтурят?

– Да, бывает. Особенно часто это происходит с частными компаниями, которые, скажем так, не имеют глубоких корней. Специализированные предприятия, образовавшиеся на базе госструктур, сохранили и опыт, и основательный подход. Коллектив в них в основном старой закалки: люди просто не могут работать спустя рукава. Новое поколение зачастую заботится только о прибыли, забывая о качестве. В прошлом году было несколько случаев, когда пытались уложить некачественный асфальт. Мы это выявляли и пресекали.

– В прошлом году на ремонт дорог из городского

бюджета выделили 100 миллионов рублей, в этом – 150. Этого достаточно?

– Достаточно ли 150 миллионов? Давайте считать. Расходоваться они будут так: на капитальный ремонт -57 миллионов, на аварийный, которого срочно требуют практически все автолюбители, – 15 миллионов, 27 миллионов – на строительство новой дороги, которая свяжет Московское шоссе с перекрестком улиц Ефремова и Ку-зоватовская – этот район остро нуждается в разгрузке. Общие затраты на строительство этого соединения – примерно 160 миллионов по сегодняшним ценам. Только на один участок нужна такая огромная сумма, а у нас на весь Ульяновск выделили меньше. Городские деньги, те самые 27 миллионов, о которых я сказал выше, закладываются в этот проект в расчете на дофинансирование из федерального бюджета. Без него о подобных проектах можно даже не думать.

– Отрезвляющая информация. А если смотреть в корень: почему наши дороги в таком состоянии?

– На протяжении последних 17 лет на дорогах области практически не производился капитальный ремонт. На отдельных участках этот срок составляет 20, 30, а то и 40 лет! У каждой вещи есть свой предел и у асфальта тоже. Вновь уложенный слой покрытия теряет свои физико-химические свойства через пять – семь лет. По прошествии этого времени структурная составляющая разрушается, и он превращается в хорошо утрамбованную массу. Это уже не асфальт, а жестко уплотненный грунт. При нормальном подходе,

в стабильных условиях, дорожные службы должны поддерживать этот семилетний цикл, вовремя производя плановый капитальный ремонт. А у нас эти сроки пропущены по три раза и более! Изменяется не только поверхность, но и структура основания дороги, так называемой, дорожной подушки. Представляете, в Ульяновске есть дороги, которые построены 100 лет назад. По сей день в их основе булыжная мостовая – камни, утрамбованные в песок.

– А если добавить сюда возросший транспортный поток…

– Именно! Раньше нагрузки рассчитывались на другую напряженность потока, под определенный вид транспорта. Сейчас техника гораздо мощнее и тяжелее, количество ее увеличилось в разы, интенсивность движения местами просто зашкаливает. А у нас даже трассы федерального значения не реконструировались с учетом меняющихся условий эксплуатации больше 30 лет. Вот так и образуется колейность: дорога проседает вниз, не выдерживая нагрузки. А рядом живой пример: если на Московском шоссе уложили асфальт на бетонное основание, то он и функционирует совершенно иначе. И в то же самое время подобные примеры соседствуют со «слоеными пирогами» -это когда покрытие укладывается слой за слоем и скрепляется битумом. Так не может продолжаться вечно, ямочный ремонт никогда не заменит капитальный.

Продолжение читайте в ежедневном выпуске 22 мая.