В течение первого квартала этого года российские власти применяли решительные меры по вытеснению из розничной торговли на рынках иностранных торговцев. Результатами этой кампании в Ульяновске с нашим корреспондентом поделился министр развития предпринимательства и торговли областного правительства Вильдан ЗИНУРОВ.
– Вильдан Ханифович, в январе этого года вы следующим образом сформулировали цели властей, проводивших кампанию по вытеснению нелегальных иностранных торговцев с рынков. Во-первых, обеспечить местным производителям возможность реализовать свою продукцию. Во-вторых, предоставить гражданам России дополнительные рабочие места. Удалось реализовать эти цели?
– Я не могу сказать, что за счет вытеснения иностранцев произошел какой-то бум. Сейчас рынки заполнены не более чем на 60 процентов. По сравнению с зимой произошел прирост на 10 процентов. Сейчас появятся продавцы рассады, потом огурцов, редиски и так далее. За их счет приток, безусловно, будет, но это увеличение сезонное. Что касается увеличения количества рабочих мест для местного населения… Иностранцам сейчас запрещено торговать на рынках, и они на свои места поставили россиян – как минимум это 200 рабочих мест. 1 апреля мы провели проверки и убедились, что сейчас торгуют только граждане России. В том числе и урюком, и приправами, которые ранее продавали практически одни иностранцы. На вещевых рынках теперь тоже стоят россияне.
– В прошлом году в нашей области количество зарегистрированных иностранцев составляло около 18 тысяч человек. Сколько их сейчас? Чем они занимаются?
– Не совсем верно. Речь идет о 18 тысячах человек, которые в течение прошлого года приезжали к нам в область. Некоторые из числа приехавших здесь, конечно, работали. На сегодняшний день у нас около четырех тысяч иностранцев. Наша область имеет квоту на посещение в 29 тысяч иностранных граждан и около 800 человек – с правом работы. Но мы пока не выбираем такое количество.
– В прошлом году на нелегалов, в том числе задержанных за работу на рынках, было составлено почти 4,5 тыс. протоколов. Сколько нелегалов продолжают работать сейчас? Недавний рейд на овощной базе на ул. Урицкого показал, что они продолжают работать…
– Считается, что одномоментно у нас в области могут находиться до трех с половиной тысяч иностранцев и около 1200-1500 нелегалов. Понятно, что в один день всех их переловить не удастся. Но те мероприятия, которые проводятся, лишение для них возможности без необходимых документов болтаться по рынкам, обеспечат сокращение их количества уже в ближайшее время. Ожидается, что в течение месяца нелегалов останется не более 600 человек. Впоследствии и это количество сократится.
– Повлияло ли вытеснение иностранцев на цены на местных рынках?
– Еженедельно мы составляем отчет по ценам в Ульяновске, Димитровграде и Барыше. В январе – феврале заметно росли цены на капусту, морковь, картофель – примерно на 7-8 процентов за две недели. Перед Пасхой подорожали творог и яйца. На мясо цена стабильно снижается на 1-2 процента. Во всех муниципальных образованиях, когда мы проводим встречи с руководителями, перед нами ставят один и тот же вопрос – куда девать мясо? Мы опасались, что в связи с вытеснением иностранцев с московских вещевых рынков образуется дефицит на ряд товаров. Но и этого не произошло.
– В течение 2006г. переток оборота с рынков в сферу организованной розничной торговли составил около 7 процентов. Весь оборот рынков составляет около 18 процентов от общего торгового оборота. Как развивается этот процесс сейчас? Не приведет ли это в последующем к ценовому сговору между владельцами крупных торговых сетей?
– Я думаю, что это не произойдет. У нас 66 рынков. Это около 15 тысяч рабочих мест. Понятно, что постепенно рынки преобразуются в торговые комплексы. В то же время супермаркеты имеют определенные пороги для развития. Если начнется перенасыщение магазинами, то торговые сети просто не смогут развиваться. К большому сожалению, население области сокращается. И в ближайшие два-три года мы не остановимся даже на «нуле». Играет свою роль и отток населения в другие регионы. Не ожидается взрыва покупательской способности населения и в связи с низким уровнем зарплаты в нашем регионе. Так что я не вижу оснований для сговора между владельцами сетевых компаний. Прежде всего потому, что невозможно скрыть одномоментное подорожание какой-то группы товаров. У нас сейчас другая проблема. В связи с развитием сельхозпроизводства увеличиваются объемы предложений товаров на рынке. Значит, неизбежно возрастет давление со стороны производителей на продавцов и им с этим придется считаться.
– Ежегодно власти проводят мероприятия по пресечению уличной несанкционированной торговли. Однако мест такой торговли меньше не становится…
– В этом году мы намерены заняться этой проблемой системно. Наконец-то разогнана барахолка перед Центральным рынком и рынком на Камышинской. Сейчас работаем над ликвидацией барахолок на ул. 50 лет ВЛКСМ и в Заволжье. Но здесь есть и обратная сторона медали. В массовом порядке поступают жалобы на действия районных администраций города, изгоняющих горожан с мест торговли. Если судить по жалобам, то выходит, что на барахолках торгуют одни пенсионеры и инвалиды. Понятно, что это далеко не так. И деньги с уличных торговцев собирают. А это финансовая подпитка криминальных группировок. В то же время у нас есть договоренность с администрациями рынков, по которой они готовы разрешить бабушкам с вязаными носками торговать на их территории и при этом вносить символическую плату. Если рынки пустуют на 60 процентов, то запускать таких продавцов выгодно.
Записал Петр Абрамов