Сбываются опасения сторонников создания национального парка «Сенгилеевские горы» – власть выбрала вариант, открывающий в заповедные места дорогу цементникам. Декларируется же при этом совершенно обратное: «сохранение уникального растительного и животного мира». С некоторых пор в регионе утвердилась именно такая мораль.

В прошлый четверг по поводу судьбы Сенгилеевских гор состоялась заключительная экспертиза, «с участием экологов, ученых» и проч. Постановили одобрить создание природного парка на площади 37 тысяч гектаров в Сенгилеевском районе.

В переводе на общедоступный это означает, что зарубили формирование национального парка площадью 50 тысяч га. А национальный парк и природный – совсем не одно и то же. Режим нацпарка предполагает полный запрет на таких землях какой-либо хозяйственной деятельности, тогда как в природном парке разрешается хоть и ограниченный, но вполне широкий перечень производств. По мнению защитников Сенгилеевских гор, это лазейка для разворачивания в местах «уникального растительного и животного мира» цементного бизнеса со строительством новых заводов и последующей гибелью природы гор.

Что так и будет, мы подозревали, поскольку хорошо изучили повадки нынешнего чиновничества – циничного и бездушного. Хотя не везде оно такое бывают исключения. Как раз в эти дни журнал «Огонек» рассказал о подходах к экологии и природе в Талдомском районе Московской области. На территории района гнездятся серые журавли. И вот ради них-то там создан заказник «Журавлиная родина». Руководство района добивается в федеральных структурах присвоения ему статуса национального парка, предполагающего, в числе прочего, республиканское финансирование.

Бумаги талдомчан ходят сейчас по московским кабинетам, но заказник фактически живет уже по нормам нацпарка.

Усилиями экологов район утвердил специальную доктрину, согласно которой, пишет «Огонек», интересы охраняемой живности должны стоять выше экономической выгоды человека.

Доктрина активно внедряется в жизнь. На сельхозугодьях заказника меняется ассортимент возделываемых культур. Так, перестали выращивать картофель и свеклу, заменив их пшеницей: в августе, готовясь к отлету на юг, журавли должны питаться зерном, чтобы накопить достаточно для путешествия сил. Почти тысячу гектаров занимал в этих краях голландский фермер, выращивавший особый сорт картофеля. Он использовал химикаты, что противоречило интересам редких птиц.

В итоге фермер свернул свой бизнес.

И вот редчайший случай – поголовье серых журавлей в Талдомском районе стало быстро расти. Такого нет даже в Европе. На территорию заказника организуются экскурсии, бизнес, включая московский, помогает день гами, на которые содержится охрана, в том числе противопожарная, и егеря. Повезло серым журавлям, что решения на их родине принимают люди с совестью и сердцем. Нашим уникальным уголкам не повезло.