Сложение нескольких аномальных условий порождает кризисы и беды

Аномальная жара, пришедшая к нам из Африки, доставила ульяновцам, проживающим в Заволжье, новые проблемы, ставшие продолжением старых. Понятно, что речь снова о переправе.

Сам по себе двухполосный старый мост через Волгу – аномальное явление для современного города с его напряженным и все возрастающим транспортным потоком. Из-за его низкой пропускной способности утренние и вечерние пробки с каждым годом все увеличивались, в последние годы спасением было только реверсное движение, срабатывавшее как аварийный клапан, сбрасывающий избыточное давление котла, чтобы он однажды не взорвался. Но кто-то, вбухав деньги в пешеходный мостик (симпатичный и для пешеходов нужный, но не имеющий отношения к пробкам), вложил в руки губернатору бумагу, что теперь пропускная способность моста увеличится на 30 процентов. После чего даже в ГИБДД поверили в эту легенду и отменили реверс. И пробки стали нарастать с ужасающей быстротой. Таких заторов, что появились теперь по утрам за Волгой и по вечерам на правом берегу, по словам заволжцев, прежде никогда не было. ГИБДД видят, что происходит, но вводить реверс не собираются, ссылаясь на то, на асфальтовом покрытии автомобильного моста образовалась колея, а машины во время реверса мчатся на высокой скорости, что чревато серьезными авариями: одно неправильное движение передних колес – и машину вынесет на другую полосу или бросит на конструкции моста. Чтобы избежать этого, дорожные инспекторы ввели ограничение скорости по мосту до 40 километров в час. Но реверсное движение все равно не разрешили.

– Мы не хотим брать на себя лишнюю ответственность – если что-то случится, крайними окажемся мы, – говорят в отделе надзора ГИБДД. – А заставить машины во время реверса ехать с указанной скоростью не получится.

На то, чтобы что-то изменить, у ГИБДД нет средств, инспекторы кивают на власть, а власть полагает, что пешеходного мостика, «увеличившего пропускную способность моста на 30%», достаточно. А хваленые «Богданы-Исудзу», которые по задумке властей должны были уменьшить транспортную напряженность, что-то не появляются – как минимум половина из них работает на междугородних маршрутах.

Но кто возьмет на себя ответственность, если, не дай Бог, что-то случится до въезда на мост? Ни областные, ни городские чиновники, ни ответственные руководители ГИБДД не ездят по утрам из Заволжья в переполненных автобусах, и не знают, что это такое – стоять по часу в пробке, когда на улице жара под 35 градусов, когда обмороки становятся уже чуть ли не ежедневным явлением.

Жара добавила еще одну проблему: машины, перегреваясь в пробке, закипают, останавливаются на мосту, дополнительно перекрывая его. Пока об этом узнают постовые инспекторы ГИБДД, пока, не имея спецтехники, с помощью только вспомогательных слов вытащат неисправную машину…. За это время закипают все новые и новые автомобили, стоящие под палящим солнцем, увеличивая вероятность закипания следующих и роста мучений уже замученных заволжцев.

Больше года назад «Российская газета» говорила: надо срочно достать (купить, создать, наконец) маневренный маленький эвакуатор, способный развернуться на узком двухполосном мосту, чтобы оперативно освобождать проезжую часть. Ноль реакции. Говорила: «Установите систему видеонаблюдения за всеми участками моста, чтобы всегда следить за ситуацией, отремонтируйте дорожное покрытие моста, чтобы машины могли двигаться с нормальной скоростью, и никто не беспокоился за безопасность реверсного движения!». Ноль реакции.

Ничто не мешает разрешить реверс, чтобы хоть как-то «стравить» излишнее утреннее и вечернее давление возрастающего транспортного потока. А заставить водителей ехать с допустимой скоростью не проблема. Если нет более современных возможностей, расставляйте инспекторов через пролет. Никто ничего не сделал, потому что делать – это брать на себя ответственность.

Теперь несколько отрицательных факторов сложились в одном времени и месте: аномальная жара, ненормальный мост, отсутствие реверса и невозможность оперативно исправить ситуацию.

И не дай Бог, если что случится с кем-то из пассажиров – кто ответит? Может руководство областного комитета по транспорту в полном составе подаст в отставку? Или заместитель мэра, отвечающий за транспортные артерии? Или начальник транспортного отдела? Похоже, опять никто. Никто не хочет брать на себя ответственность, все идет по привычной колее.

Может, пронесет – через пару дней обещают похолодание. Но оно потом снова сменится жарой. А пока появляется возможность на «свежую голову» подумать о проблеме. Заволжцы, между прочим, думают о ней каждое утро и каждый вечер, приближаясь к автобусной остановке со страхом за свое здоровье и свою жизнь.

Сергей Титов, «Российская газета»