Их день не ограничивается временными рамками, их работа – их жизнь. Они не расследуют заказные убийства и ограбления банков, зачастую занимаясь лишь мелкими делами, но они – участковые. Заместитель начальника Заволжского РУВД Николай Титов (сам в прошлом участковый), начальник службы участковых Игорь Миронов и старший участковый Андрей Купцов поведали корреспондентам «МГ» о своей службе
МИЛИЦЕЙСКИЙ НЮХ
– Знание психологии – пожалуй, главное оружие участкового, – говорит Николай Титов, пять лет протрубивший участковым, – ведь они постоянно оказываются один на один с преступниками.
Однажды Николай Титов, проведывая житие-бытие недавно освободившихся из тюрем, оказался в квартире с двумя пьяными, вооруженными ножами уголовниками. Оба, размахивая ими перед носом Николая, грозились порезать его на ремни. От страха участковый тогда едва не поседел, но виду не подал. Вспомнил, что с пьяными людьми лучше не спорить и со всем соглашаться. Вот он и предложил спокойным тоном: «Ребята, а давайте-ка выпьем…». Мужики замолчали и глаза вытаращили. Милиционер рюмочку махнул -«своим» для бандитов стал. Тест «на вшивость» Николай прошел, хотя начальство не сразу поверило, от чего от сотрудника с утра так разит спиртным.
«СОБАЧЬИ» ДЕЛА
Большинство дел участковых -на первый взгляд, вроде бы, незначительные, но «мелкими» их может назвать лишь человек, ничего не понимающий в жизни. Так, несколько лет назад ученики 42-й школы, что на Верхней Террасе, обратились на опорный пункт за помощью. Разбираться, в чем дело, поехал Андрей Купцов. На школьном стадионе в луже крови лежал огромный черный породистый пес-водолаз. Вместо головы у бедолаги было кровавое месиво. Зверски замученное животное умирало в страданиях, в агонии перебирая лапами, как будто пыталось убежать от извергов, проломивших ему голову молотком. Пес жалобно скулил на всю улицу, а рядом плакали от жалости собравшиеся вокруг первоклашки…
Ребятишки с надеждой смотрели на подошедшего милиционера,
и Андрею нужно было оправдать их доверие. Он принялся тут же звонить из школы – искать ветеринара… Понимая, что от мучений собаку может спасти только смерть, животное усыпили. В тот же день Андрей, обойдя всю округу, нашел и хозяйку водолаза, у которой он сорвался с поводка, и двух бомжей, которые намеревались приготовить из него ужин и от которых он принял смерть.
Предсмертный вой пса Андрей помнит до сих пор. После того случая собак он поклялся не заводить.
СУЩИЕ ПУСТЯКИ
Вот типичное дело из тех, что приходится расследовать участковым. Этой весной в одном из салонов красоты в Новом городе исчезли… ножницы. О пропаже рабочего инструмента сотрудницы заявили в милицию, в один голос утверждая, что ножницы сперла одна из клиенток. Обзвонив всех записанных за три предыдущих месяца на стрижку клиенток (!), участковый добился правды – в воровстве созналась молодая женщина. Андрей Купцов выяснил, что она сама владеет салоном и «позаимствовала» орудие труда для собственной парикмахерской. Ножницы, правда, воровка так и не отдала – сказала, что они вывалились по дороге из дырявого пакета.
ЖЕНЩИНЫ И ИДИОТЫ
Пожалуй, чаще всего участковым приходится спасать женщин из лап их мужей – семейных деспотов. Но бывает и наоборот. Представьте удивление Николая Титова, когда на пороге одной из квартир, в которой жена избила мужа чугунной сковородкой, его встретила… бывшая одноклассница, от которой он и сам получал
тумаки на школьных переменках. Гораздо печальней могла бы закончиться история, когда от трагедии участкового отделяла буквально пара сантиметров. Ходить на работу Николаю Титову приходилось через тернистые заросли кустарников. Однажды он почувствовал, что около уха что-то пролетело. Тогда еще старший лейтенант Коля Титов так бы и прошел мимо, если бы не схвативший его сзади за рукав испуганный мужчина. Ничего не в силах сказать от страха, тот молча показывал пальцем на распахнутое окно в ближайшей пятиэтажке и мычал. На подоконнике первого этажа сидел здоровенный мужик с двустволкой в руках и целился в прохожих… На допросе «охотник» признался, что ненавидит милиционеров и хотел хотя бы одного подстрелить…
ПРО ГУМАНОИДОВ
Хватает и приколов. Несколько дней подряд на опорный пункт поступали звонки от одного и того же человека из Нового города – тот жаловался на соседей по коммуналке, ворующих у него продукты и шумящих по ночам. Когда участковый появился в квартире, жилец потребовал, чтобы участковый мелом начертил линию в комнатах, кухне и ванной, чтобы отделить «свое» и «ихнее». Пришлось рисовать границу еще и на кране, унитазе и на сливном бочке, чтобы никто не посягнул на чужую территорию. По словам участковых, они потом проверяли: педантичные жильцы так, простите, и писали – каждый в свою половинку…
– Встречаются среди людей и «постоянные» клиенты. Например, одна жительница Верхней Терра-
сы являлась на опорный пункт чуть ли не каждое утро и утверждала, что ее каждую ночь посещает… марсианин и избивает, – говорит Николай Титов. – Она однажды даже на плацу перед всем личным составом разделась, демонстрируя на теле синяки, которые якобы нанес ей гуманоид. Мы думали, что не избавимся от нее тогда…
Только позже, поговорив с соседями, участковые поняли: не в мистике здесь дело, а в эпилепсии. Другие инопланетяне, на которых жаловались мать и ее дочка-школьница с Верхней Террасы, по вечерам, аккурат в самый разгар мексиканского сериала,по их словам, просовывали через телевизор трубу и травили их ядовитым газом. Отдышавшись, родственницы обнаруживали в квартиры следы неземного происхождения – марсианский помет и мочу, загаженные ковры, передвинутую мебель. Дочка жаловалась, что инопланетяне навещают ее и в школе – каждое утро на парте ей также чудились отходы инопланетной жизнедеятельности. Именно участковые выяснили, что мать и дочка просто медленно сходили с ума – это досталось им по наследству. В квартире вместе с ними жила сумасшедшая глухонемая бабушка, отходы жизнедеятельности которой они и считали «инопланетным продуктом»… А помешалась семейка из-за того, что не знала, куда деть большие деньги, полученные от продажи бабушкиного дома…
…Последний раз участковым прибавляли зарплату в январе – на 10%, РУВД получило для них четыре «уазика», но, несмотря на все это, участковых катастрофически не хватает. Для Заволжского района с населением в 250 тысяч человек должно быть 60 опорных пунктов, на каждом из которых должно работать по 3-4 участковых. На деле же во всем Заволжье чуть более 40 участковых. Молодые люди в милицию не идут…