1670 год. Воинственная и доселе победная рать Степана Разина встала у стен града Симбирска. Долгое время держал осаду атаман разбойников, но в крепость так и не вошел, не взял города, стоя у его ворот. На них была икона Спаса Нерукотворного, которая, видимо, и не допустила «супостата»- самозванца за городские врата. Легенда?

Я знакома была с интересной и во времена моей молодости уже очень пожилрй женщиной, в доме которой было много икон, не сияющих окладами и яркой росписью, старинных, потемневших от времени, писаных на дереве. Рассказывала она мне о том, что, когда пламя революционного атеизма разрушало святыни, и в том числе Симбирскую Неопалимовскую церковь, люди, как могли, сохраняли святые лики, уносили их по домам, потомков своих ради.

Как, кто и когда сохранил старинную икону Спаса, пролежавшую в музейных заказниках до наших дней, какая сила и высшая мудрость направила руку архиепископа Симбирского и Мелекесского Владыки Прокла, указавшего на потемневшую от времени доску, с вопросом, что, мол, отмыть нельзя? Есть такое ремесло – вымывать иконы. И когда прихожанин-благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что найдет нужного человека и оплатит его работу, и мастер взял ее в свои руки, под темным налетом веков открылся на бело-голубом фоне образ Спаса Нерукотворного и надпись старинной славянской вязью:

«Сия святая икона находилась на вратах крепости во время злодейского нашествия на город Симбирск Стеньки Разина. 1670 год».

Библиотекарь и певчий Свято-Богороди-це-Неопалимовского кафедрального собора Ульяновска Игорь Зинкевич, человек с высшим советско-атеистическим образованием, пришедший к вере через размышления и раздумья, стоя у отреставрированной иконы, высказал очень интересную и мудрую мысль: «Мир очень сложен: до обеда учишься, после обеда переучиваешься, ибо завтра придет жизнь другая».

Герой ли Степан Тимофеевич Разин или нет?.. Поневоле вспомнишь великого Александра Сергеевича Пушкина, утверждавшего, что нет ничего страшнее «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

На нашу симбирскую землю не ступила нога бунтовщиков. Кто отвратил их от земли нашей? В старину верили: икона Спаса Нерукотворного. Потом забыли о ней. Затем перевели в разряд легенд этот эпизод истории.

А икона вернулась. Чистая, светлая, дарующая надежду.

Значит ли это, что вновь граду Симбирску посланы Божье благословение и защита?