Любители старины обеспокоены. «Что происходит со старинным домом по улице Ленина, 73? Почему вокруг памятника истории – забор, и где его крыша? Неужто сносят здание 140-летней давности?», – такова суть возникающих вопросов. И обеспокоенность можно понять. Скольких памятных зданий не досчитался наш город в последние годы!

Но в данном случае внешний вид здания – повод не для беспокойства, а для оптимизма. Старинный дом капитально реконструируется. Через несколько лет в нем откроется музей, чья экспозиция будет посвящена истории полиграфической промышленности в нашем крае, – музей «Симбирская типография».

Почему такой выбор? К чему типография? Действительно, чего только не помещалось внутри этого сравнительно небольшого, «полутораэтажного», как тогда говорили, доходного дома на Московской улице! Квартиры для небогатых чиновников, «нумера» для проезжающих и белошвейная мастерская. Соседство «гостей города» с прекрасными белошвейками расчетливо предполагало, располагало, так сказать, к предосудительным взаимоотношениям.

И здесь же, в нескольких комнатах, домовладелец Василий Васильевич Черников разместил свою, основанную в 1859 году, частную типографию. 38-летний чиновник особых поручений при Симбирском губернаторе, замечательный музыкант, человек увлекающийся и деятельный, Черников искренне рвался встряхнуть, растормошить скуку провинциальной жизни. Не все получалось. Но только ли Василий Васильевич был в том виноват?..

Долговязый, нескладный, плутоватый, он успел отметиться невероятным количеством занятий и поприщ. Послужил в артиллерии и в столичном Департаменте мануфактур. В бытность казначеем в уездном Карсуне на Василия Васильевича даже успели завести дело за растрату!

«Человек исторический», живший в эпоху, удивительно напоминавшую нынешнюю, времена либерализма и первоначального капитала, привалившего на место «мраку» крепостничества. В уездном Сенгилее, в пику казенной монополии, Черников пытался завести собственную спичечную мануфактуру. Он безуспешно сеял по волжским берегам табачные плантации. Вкупе со спичками и табаком появилась и типография.

Все «горело», все, казалось, шло прахом, но чиновник не унывал.

В 1861 году типографщик впервые попробовал себя в качестве издателя и журналиста. Первый «нумер» первого в истории края сельскохозяйственного журнала «Волжский Вестник» так и остался единственным: по всей громадной губернии не нашлось подписчиков, а, следовательно, средств на развитие «проекта»…

Однажды захватив, журналистика до конца дней не оставляла симбирского оригинала. Василий Васильевич редактировал «неофициальную часть» единственной в крае официальной газеты «Симбирские Губернские Ведомости». В 1876 году в типографии Черникова стала издаваться вторая официальная – «Симбирская Земская Газета».

По контракту, губернское земство сдало издание Василию Васильевичу за 3000 рублей в год – сумму ничтожную, при громадных накладных расходах. «Бесплатных сотрудников у газеты не было, а содержать сотрудников платных – он средств не имел достаточных. Подписчиков газета имела 2-3 человека. Неудивительно, что при таких условиях, даже при огромной энергии, которой обладал В. В. Черников, дело «Земской Газеты» не могло быть поставлено, как следует», – спустя

годы, невесело итожили земцы.

Но энергия и настойчивость перетирают даже твердокаменных симбирян. В 1877 году, в пору Русско-турецкой войны, к Василию Васильевичу пришел первый издательский успех. Издаваемые им на небольших, в современный «флаер», листочках, телеграммы с полей сражений, несмотря на цену в 3 рубля за десяток, нашли более трех сотен подписчиков по губернии!..

В январе 1879 года вышел первый номер учрежденной господином Черниковым собственной газеты «Волжский Вестник». Газетчик крепко ругал «проле-тариев»-революционеров, но скоро взялся и за критику власть предержащих. «У нас до сих пор символом родного служит кабак, на каждом шагу встречаемый и с любовью оберегаемый. Неудивительно, что крестьянин несравненно чаще бывает в кабаке, чем в церкви», – писал Василий Васильевич.

Только пожар, приключившийся в типографии в ночь на 18 июля 1879 года, спас газету от официального закрытия. Право на издание Василий Васильевич продал в Казань, профессору Загоскину, и скоро «Волжский Вестник» заслужил славу лучшей провинциальной газеты в Российской империи.