Своими мыслями о сложном пути становления российской демократии в канун Дня России с читателями газеты делится депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Михаил Горшков.
Как известно, семнадцать лет назад Верховным Советом РСФСР была принята Декларация о суверенитете, которая положила начало становлению новейшей российской демократической государственности.
Сегодня, накануне праздника, -разговор с депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области Михаилом Горшковым, тема беседы – соотношение прав и возможностей исполнительной и законодательной властей (на примере в том числе и нашего региона). Подобная тема выбрана потому, что практически все испытания в жизни юной российской демократии были связаны с решением проблемы разделения властей. Сперва никак не могли поделить полномочия Союз и республики, потом -президент и Верховный Совет, а чем все это сопровождалось – известно…
Прощайте с иллюзией
– Михаил Александрович, после «великих потрясений» 1989-93 гг. Конституция 1993 года максимально – насколько это позволительно в стремящемся к интеграции в мировое сообщество государстве – усилила в нашей стране исполнительную власть и ослабила законодательную. Это, на ваш взгляд, хорошо или плохо?
– Та политическая система, которая существует в нашей стране, я считаю, достаточно эффективна и, как мне кажется, более всего соответствует в настоящее время российскому менталитету. Россия прошла сложный путь развития. После многих столетий жесткого авторитарного правления сразу же войти в парламентскую демократию невозможно, поэтому на
данный исторический момент президентская республика, сильная исполнительная власть, твердая вертикаль власти, на мой взгляд, гораздо лучше защитят и демократические институты, и гражданское общество в России, чем любая другая форма правления.
Вместе с тем я считаю, что являющееся краеугольным камнем демократического устройства общества разделение властей – это своеобразные «качели», и, если одна сторона тяжелее другой, качели работать не будут. Поэтому нужно в рамках существующего конституционного поля постоянно искать оптимальный баланс сил между различными ветвями власти.
– Кстати, о балансе. Разве не пугает такое явление, как стабильно сокращающаяся явка на выборы в законодательные органы в Ульяновской области и по стране в целом? Получается, что избирателям все менее и менее интересно, кто и как будет принимать законы, определяющие дальнейшую жизнь общества…
– Низкая явка на выборы в органы законодательной власти – это, действительно, очень тревожный симптом, и отмена так называемого порога явки ничуть не решает данный вопрос. Я для себя могу это явление объяснить примерно так. «Весна демократии» начала 90-х породила немало иллюзий, в том числе и иллюзию «всемогущества» парламентских структур. Как и в любой другой иллюзии, в ней со временем пришлось разочароваться. Отсюда, наверное, и низкая явка. Разрешится данная проблема, я считаю, со временем, по мере того, как наша демократия будет «взрослеть».
– Что вы понимаете под словом «взросление»?
– Дело в том, что мы вступили в начале 90-х в принципиально новое общество не совсем подготовленными к нему. Переход от всевластия одной партии, цензуры, выборов «из одного кандидата» к свободе был чрезвычайно резок. В подобных условиях наша молодая демократия не могла избежать определенных «детских болезней» – митинговости, склонности к легким решениям сложных вопросов, невнимания к интересам конкретного человека.
Остатки этого тяжелого наследия не изжиты до сих пор, но они, несомненно, будут изжиты. И, перефразируя знаменитое выражение крупнейшего российского государственника Петра Аркадьевича Столыпина, после «великих потрясений» у нас будет великая, сильная, заботящаяся о каждом своем гражданине Россия.
Услышать друг друга
– От общероссийских вопросов – к региональным. Как вы считаете, кто в настоящее время имеет большие возможности оказывать влияние на происходящие в нашем регионе социально-экономические и политические процессы -законодательная или исполнительная власть?
– Безусловно, роль законодательной власти в жизни региона не следует преуменьшать. Она была высока раньше, остается таковой и сейчас. Ведь практически все нормативно-правовые акты областного масштаба, определяющие, как, по каким нормам и правилам жить ульянов-цам, принимаются именно Законодательным Собранием. К полномочи-
ям Собрания сейчас отнесено, согласно новой редакции областного Устава, и утверждение в должности – по представлению президента Российской Федерации – губернатора.
Вместе с тем, существующая система разделения полномочий между различными ветвями государственной власти и органами местного самоуправления такова, что успех в деле реализации принятых законов зависит, в первую очередь, от того, как организовано на практике взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Ведь именно в руках исполнительной власти концентрируются почти все конкретные рычаги управления основными общественными процессами, в том числе самый главный из данных рычагов -непосредственное распоряжение финансами.
– А для реализации любого закона прежде всего необходимы финансовые средства…
– Да, и благие пожелания без должного объема финансирования так и останутся пожеланиями на бумаге. Это факт. Правда, часто можно услышать: «Депутаты принимают бюджет области». Действительно, мы его принимаем, но готовится он в правительстве! Депутаты вправе утвердить проект этого документа или отвергнуть его, но никак не написать бюджет самостоятельно. Мы вправе вносить свои замечания к проекту в ходе его обсуждения, но не вправе своей волей вписывать данные замечания в закон о бюджете.
Порой люди, которые не до конца понимают механизм разделения властей, говорят: «Мы просили своего избранника сделать что-то, а он не сделал». Хотя, по большей части, это происходит не от нежелания сделать, а от невоз-
можности сделать. И очень важно, чтобы исполнительная и законодательная власть в области «слышали» друг друга, шли на конструктивный диалог – это всегда на пользу жителям региона.
– Может быть, какой-то пример из собственной законотворческой практики…
– Мне очень хорошо помнится, как шло обсуждение закона «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности», прозванного в народе «законом о сельской интеллигенции». Первоначально планировалось установить размер компенсации сельским специалистам по оплате услуг ЖКХ в размере 200 рублей в месяц. Я сразу же тогда сказал, что эта сумма невероятно низка, и предложил поправку – установить компенсацию в размере 400 рублей. В конечном итоге в принятом законе была прописана цифра 300 рублей, на ней сошлись и депутаты, и правительство.
– Стороны услышали друг друга?
– Да. Не побоюсь повторить еще раз: главное условие нашего успешного развития по демократическому пути – это плодотворный диалог различных ветвей власти. И на федеральном, и на региональном уровнях многое зависит от нас, представителей депутатского корпуса. Поэтому мы не должны бояться отстаивать свои позиции, вступать в дискуссию с исполнительной властью. И именно это позволит и нам, и исполнительной власти находить оптимальные решения тех проблем, которые волнуют сегодня общество. А проблем хватает.
Записал Алексей ЧЕРНОВ.