Когда говорят о многодетной семье, невольно представляешь себе шумный дом, измученных родителей и многочисленные трудности. У Абросимовых все не так. Дома – тишина и порядок. Папа, Геннадий, предприниматель, обычно днем занят, домой приходит только к вечеру. Мама, Наталья, не работает, ведет хозяйство, занимается детьми, уроками… Ей помогают дочки-близняшки Лиза и Вера. Старший сын, Миша, в этом году заканчивает физико-математический лицей.

В прошлом году на областном конкурсе в номинации «Творческая семья» Абросимовы были признаны лучшими. У них – прекрасный дом, послушные дети, в семье достаток. Но такое благополучие царило не всегда. Путь к нему был нелегким. Когда близняшкам исполнилось три года, у Наташи обнаружили онкологическое заболевание. Геннадий продал все: квартиру, машину и, оставив детей на попечение бабушки и дедушки, увез жену на несколько месяцев на лечение в Израиль.

– Положение было отчаянное, – говорит Наташа. – Я пыталась отговорить мужа: «А вдруг лечение не поможет? Останешься с тремя детьми без копейки и без квартиры!». Никогда не забуду его слова. Он ответил: «Без тебя мне ничего не надо!»

Избавиться от онкологии можно лишь чудом, и оно произошло. Лечение помогло. Потом пять лет Наташа была на инвалидности. Сейчас чувствует себя хорошо, и инвалидность сняли.

– Сначала я собиралась вернуться на работу, но врачи велели свести общение к минимуму, чтобы избежать стрессов и снизить риск заразиться инфекционными заболеваниями, – рассказывает Наташа, наливая мне чай. – Я засела дома, и мне это нравится. Кто еще будет водить девочек в музыкальную школу? Вообще-то я по образованию – педагог младших классов. Раньше я работала учителем и мечтала о собственных детях, но никогда не думала, что стану многодетной мамой. Так сложилось жизнь, что я полностью посвятила себя семье, детям – и не жалею!

С Геной мы познакомились в четвертом классе, когда он пришел учиться в нашу школу. Я была отличница, активистка, вся такая правильная и положительная, а он учился на тройки, хулиганил и никак не хотел вступать в комсомол. Меня из-за него все время ругали на собраниях, заставляли брать над ним шефство. Наверное, тогда и возникла у него ко мне симпатия. В 15 лет он подарил мне духи, купленные на самостоятельно заработанные деньги. Что-то разгружал на рынке. У них в семье с деньгами всегда была «напряженка», четверо ребятишек, Гена – самый младший. Наверное, тогда он и решил, что у него будет много детей. Я же лично считала, что двух вполне достаточно.

Когда он в меня влюбился, ухаживал по полной программе: писал записки, дергал за косичку, толкал в сугробы… Мы начали встречаться, вместе ходили в кино, на дискотеку. Вроде, все складывалось хорошо, но однажды Гена пришел с синяком под глазом. Подрался. Потом еще раз. И я ему решительно заявила: «Раз дерешься, больше ко мне не подходи, ты мне не пара! Я – девушка серьезная!». И уехала поступать в Москву в педагогический, но не добрала баллов. Вернулась, год работала в конструкторском бюро. Потом поступила в наш педагогический. Эти два года с Геной мы вообще не виделись. Он

окончил техникум и ушел в армию. Когда отслужил год, у него умер отец. Он приехал в Ульяновск, но на похороны не успел. Тогда и пришел ко мне, мы снова стали общаться, переписываться. Через год он похоронил маму.

Вернулся из армии осиротевшим. Мы сразу же поженились. Вскоре родился Мишаня. Мы жили с родителями, жили мирно. Они люди спокойные, в наши дела никогда не вмешивались. Муж мою маму обожает, всем говорит: «У меня теща – золотая».

Гена шоферил, работал грузчиком. Семью-то кормить надо! Потом занялся предпринимательством. Вообще он очень преданный семье человек. Я, наверное, превыше всего ценю это его качество. Что бы ни случилось, для него семья – на первом месте.

Вскоре я снова поняла, что у нас будет прибавление. Получилось очень интересно. Мне приснилось, будто я рожаю, а мне говорят: «У вас мальчик». Я отвечаю: «Не хочу мальчика. Хочу девочку!» – «Подождите, сейчас посмотрим, там, кажется, еще кто-то есть!». Рассказала маме, мы посмеялись и забыли об этом. Однако я очень быстро набирала вес, и меня послали на УЗИ. Доктор спрашивает: «У вас сердце крепкое?». Я говорю: «А в чем дело?» И сразу – мысли о патологии… «У вас двойня! И такие хорошенькие!». Я не поверила: «Вы, наверное, меня разыгрываете?». Лежу спокойно. И тут слышу, как врач диктует сестре: «Окружность головы первого плода, окружность головы второго плода…». Тут до меня дошло, что у меня действительно близнецы.

Я была в шоке. Расплакалась. Спрашиваю врача: «Что мне делать?». Она удивилась: «Как что? Рожать, конечно! Муж есть, родители живы. Раз Бог дает детей, даст и на пропитание». Мама меня поддержала. Муж сказал: «Не волнуйся! Если не справимся, наймем няню».

Но няню нанимать не пришлось. Помогли родители. Даже Миша нянчил сестренок, менял им подгузники, помогал купать, читал сказки на ночь. И все равно приходилось нелегко. Когда девочкам исполнилось полгода, Миша пошел в первый класс. А у них зубы начали резаться. Одну ночь одна не спит, вторую ночь другая не спит. Температура под сорок! Мы старались класть их в разные комнаты или вообще эвакуировать к бабушке и дедушке.

Зато теперь это – мои помощницы. Они разные. Вера больше похожа на отца, а Лиза пошла в нашу родню. Вот уже три года девочки занимаются в музыкальной школе традиционной народной культуры. Безумно красиво поют дуэтом, играют на свирели, трещотках, ложках, фортепиано, занимаются хореографией. В этом году стали лауреатами регионального конкурса фольклорных ансамблей «Песенные узоры».

Миша – кандидат в мастера спорта по дзюдо. Дипломов – целая папка, медалей – целая коробка. Заканчивает 11-й класс физико-математического лицея.

– Многие дети мне завидуют, что у меня есть сестренка, – говорит Лиза. – Мы и в школу вместе ходим, и гуляем вместе, и всеми секретами делимся. А у одной девочки в нашем классе нет ни братика, ни сестрички. Мама уходит на работу, а она сидит дома одна, скучает и придумывает себе воображаемых подруг. Мне нравится жить в большой семье. Я такая богатая! У меня есть мама, папа, сестра, брат и бабушка с дедушкой. А недавно появился щенок Джек!

– Меня часто спрашивают: «Почему у вас такие послушные дети?», – смеется Наташа. – Мне кажется, чтобы дети были хорошими и послушными, надо сделать их счастливыми. И вклад в хорошую домашнюю атмосферу вносит каждый. Папа добывает деньги. И я спокойна, потому что знаю: завтра мы не останемся голодными. Я веду хозяйство. Он спокоен, знает, что дома кто-то есть, дети присмотрены, уроки выучены, еда приготовлена. Конечно, если бы Геннадий не занимался предпринимательством, у нас не было бы такой уверенности. Наши руководители любят рассуждать о демографической ситуации, но практически никакой помощи семьям не оказывают. Государство платит пособие: по 140 рублей на ребенка в месяц – и то только с прошлого года. Этого даже не хватит оплатить обеды в школе…

С семьей Абросимовых беседовала Елена Огнева.