Власти не могли услышать население города

Накануне Дня России, губернатор Ульяновской области выступил с большим посланием о необходимости развития институтов гражданского общества, призвав чиновников содействовать повышению активности граждан в решении насущных вопросов жизнедеятельности региона. Но, заявляя о желании слушать мнение населения, в реальности чиновники очень часто стараются обеспечить себе максимальную звукоизоляцию.

О значимости гражданского общества говорил и мэр Ульяновска на прошедших недавно общественных слушаниях по проекту генплана областного центра. Об этих странных слушаниях, положенных ныне по закону, уже рассказывала «Российская газета». Их трудно назвать общественными – о столь важном мероприятии никакого широкого оповещения не было, и в зале присутствовали в основном чиновники (было сказано, что чиновники – тоже народ). На многочисленные вопросы малочисленной общественности было сказано, что детализация проекта будет обсуждаться по районам. Общественность возмутилась, о чем тут же сообщила в корпункт «РГ». Теперь история с генпланом получила новый поворот, подтверждающий сомнения наших собеседников.

На днях секретарь Общественной палаты Ульяновской области, доктор технических наук Владимир Ефимов направил мэру Ульяновска письмо, в котором выразил свою озабоченность тем, как решается архитектурно-строительная судьба Ульяновска. Дело в том, что Ефимов в свое время был по просьбе мэрии включен в состав оргкомитета по проекту генплана. Но ни разу секретаря Общественной палаты на заседания не приглашали. И вдруг он узнает, что слушания по генплану уже прошли, а его -представителя важнейшей, как говорят сами чиновники, структуры гражданского общества – даже не приглашали.

– Я написал мэру, что это несолидно, нетактично, и имиджа ему не добавит, – сказал Ефимов. – Дело даже не в том, хороший проект, или нет. Разве так можно, что вместо общественности присутствует половина чиновников? Видимо, не заинтересована наша городская администрация, чтобы ее серьезно критиковали.

Другой член оргкомитета – кандидат сельхознаук Алексей Корниенко – тоже не помнит ни одного заседания. «Судя по всему, меня включили туда лишь для того, чтобы создать видимость участия общественности», – пишет он в заявлении в Общественную палату. По его мнению, «организаторов этого действа совершенно не интересует мнение граждан», а единственной целью слушаний было формальное соблюдение требований законодательства. Корниенко считает такой подход аморальным и просит Общественную палату организовать настоящее обсуждение проекта, «чтобы подобных фокусов не было впредь».

А фокусы продолжались. Новым примером ловкости рук оказались обещанные слушания по районам. Проводились они почему-то в загородных поселках в присутствии от семи до четырех десятков человек с предсказуемым единогласным решением. Все равно, что жители Москвы будут обсуждать проект застройки Парижа.

Краевед Сергей Петров называет все это фальсификацией.

– Выясняется, что в поселке Ленинском о районе не говорили и вообще не голосовали, – говорит Петров, – обсуждали лишь проблемы владельцев особняков. Зато в Карлинском 23 человека проголосовали за планируемое сокращение жителей центра города и закрытие стадиона.

Все это похоже на комедию, но Петров полагает, что раз отчеты опубликованы, их надо воспринимать серьезно. И с жильцами своего дома написал заявление прокурору области, в котором сообщил, что они очень обеспокоены планами мэрии по сокращению населения и хотят узнать, какими методами это будет делаться. А еще жильцы 24 квартир намерены сделать «свой ответ Чемберлену» – проголосовать за уменьшение населения в селе Карлинском.

В кои-то веки у формирующегося гражданского общества появилась возможность поучаствовать в судьбе города. Не дали. Видимо, за генпланом кроется слишком много тайн, связанных с интересами бизнеса, власти и их вместе взятых. Иначе чем же еще объяснить такую секретность.

P.S.: Между тем, эта опробованная порочная методика проведения публичных слушаний под интересы власти или отдельных к ней приближенных бизнесменов продолжает практиковаться. На минувшей неделе прошли слушания по строительству спортивного комплекса в парке Матросова, против чего протестовали экологи, утверждая, что нельзя занимать территорию парка – легких центра города. Но на слушаниях в основном были не жители близлежащих домов, а родители детей, занимающихся в спортивной школе. Итог очевиден. В те же дни председатель комиссии по обращениям граждан Общественной палаты Ульяновской области направил письмо прокурору области, в котором сообщил, что собранные подписи жителей, «согласных» со строительством торгово-досугового центра на берегу Свияги – это махинация, поскольку жители сами сообщили, что у них собирали подписи не «за», а против строительства центра.

Сергей Титов, собкор «РГ»,

специально для «НГС»

Тел.: 41-32-11; e-mail: ulyanovsk@rg.ru