Корпус Городской богадельни (ныне – ….) был на заре XX столетия одним из самых значительных зданий Симбирска. Теперь даже сложно представить – но когда-то стояло оно на краю бесконечно огромной Ярмарочной площади.
Советская власть богадельню закрыла. А вот учреждение культуры, кино-клуб «Красная Звезда» продолжал функционировать и даже процветать. Советские обыватели эпохи 1920-х годов жаждали волшебства и чудес: понятная реакция в стране, пережившей ужасы и лишения двух войн, голодухи и разрухи.
Целая армия «всевозможных факиров, гипнотизеров, заклинателей змей, магов и волшебников, мастеров на все руки» принялась колесить по стране, удовлетворяя духовные запросы граждан и собственные, так сказать, телесные потребности.
Тореадор и Маг Стефан Пикфордини, Король Черной Магии Пил-Сант, Ученик известного Факира, Человек без Крови Али-Иван Иванович Галкин… Вспомним, что в число четырех сотен сравнительно честных способов отъема денег у граждан, которыми владел знаменитый Остап Бендер входила личина любимца Рабиндраната Тагора и артиста союзных республик, под которой ловкач «чесал» провинциальную публику, падкую до зрелищ.
Уж не знаю, заезжал ли сын турецко-подданного в наш богоспасаемый город. И если он побывал здесь, то непременно выступал со своей гастролью на сцене «Красной Звезды». Бывший богадельный кинематограф был основной площадкой для представлений гастролирующих «красных» факиров.
Уж не знаю, как это было в жизни, но на рекламных афишах весьма впечатляет – в том числе и массой орфографических и грамматических ошибок.
«Казнь преступника в Пекине!!! Отсичение головы живому человеку!!! Вспарывание жывота – Харакири!!!»
Такой набор кровавых развлечений явил восторженным ульяновцам 30 и 31 декабря 1925 года и 1 января 1926 года Чан-до-Сан, «Сын Востока, Заслуженный артист Китайской Республики». Сей стародавний Джеки Чан брал за билет по-божески, 20 копеек с носа, предлагая в нагрузку к потокам крови «другие невероятные номера – ловкости рук, быстроты зрения, остроты ума».
Сохранявший инкогнито «Путешествиник Иллюзионист», как он рекомендовался в афише, заехал в город с единственным представлением в октябре 1925 года. В духе чудо- и богоборческого времени, концерт проходил под бронебойным лозунгом: «Смерть чертям и колдунам, знахаркам, чародеем, волшебникам и воржецам!!!»
Драл «Путешествиник» втрое против Сына Востока, но зато и программу предлагал куда как насыщенную: «Священный огонь ламмы, Казнь жреца, Разрезание живота желающим из публики, Таины чародейства или Чортова Математика, Сжигание вещей взятых у публики, которые Путишественик возвратит вцелости», а также «Таинственный сундук турецкаго Аладдина, Волшебная коробка-смехотворка, Платок-самолет, Кольцо-невидимка, Наволочка-чародейка; Тайны неволниц гарема и много других интиресных номеров из области древниго чародейства».
Да великая сила, реклама! Публика валила валом. Но случалось, дело не обходилось без эксцессов. Разочарованные «чудесами» обыватели, едва не всем залом кидалась колотить детей Востока. И «красные» факиры, не надеясь больше на ловкость рук, мчались со всех ног от разъяренной толпы.
На подмостках «Красной Звезды» выступали не только справедливо позабытые шарлатаны. С 14 по 25 октября 1925 года здесь, на заре своей звёздной карьеры, гастролировал с женой Ольгой 31-летний Эмиль Теодорович Кио, основатель знаменитой династии иллюзионистов. По три раза на дню, «Загадка XX века», как по достоинству нескромно рекомендовал он себя родине величайшего политика того же столетия, Эмиль Ренард Кио являл свои «мировые» аттракционы «Человек-Молния» и «Черная Комната».
«Артист Западной Европы», – позиционировал себя знаменитый иллюзионист. Явно, чтобы не путали с шустрыми Сыновьями Востока!..