Переселение граждан из аварийных домов и ремонт ветхого жилья – дело нужное, важное, благородное. И деньги на это у государства нашлись – целых 250 млрд рублей. Но если кому-то подумалось, что удача улыбнулась только тем, кто обитает в аварийных и ветхих стенах, то смеем сказать, что «повезло», кажется, нам всем. И крупно…

Чиновники и депутаты – молодцы. Всего 42 дня прошло, как Президент «послал» задачу – решить проблему с переселением и ремонтом, а соответствующий законопроект уже тут как тут. Под бодрящим названием «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – без всякой там аварийности и ветхости.

Судя по всему, его разработчики решили не идти простым путем. Чтобы донести выделенные средства до каждой треснувшей стены и пересохшей оконной рамы, создается не просто Фонд, а государственная корпорация, хотя и под флагом некоммерческой организации. Этакая всероссийская дирекция единого заказчика – ВДЕЗ – со сроком существования до 1 января 2012 года.

Не будем ломать копья над тем, нужен ли новый хозяйственно-бюрократический монстр или нет. Поверим на слово куратору работы над проектом закона – первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву, что и идея добрая, и создаваемая структура эффективная, – время рассудит.

Но вот что сразу обращает на себя внимание. Согласно представленному законопроекту «имущественный взнос Российской Федерации используется в размере:

95 млрд рублей – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; 145 млрд рублей – на проведение капитального ремонта много-квартирных домов». То есть 10 миллиардов уже «пристроили». Да и ладно, может, так в России и надо – лишь бы остаток до копейки дошел до нуждающихся.

Самое интересное в другом. Судя по законопроекту, над которым, по сведениям из коридоров власти, трудилась рабочая группа во главе с помощником Президента РФ Игорем Шуваловым, дело одним ремонтом и переселением не обойдется. Читаешь документ – всероссийской силы размах. Особенно впечатляет 13-я (!) статья об условиях оказания финансовой помощи субъектам РФ за счет средств Фонда – госкорпорации. Оказывается, чтобы получить федеральное вспоможение, регионам надо выполнить «всего» дюжину условий. При этом напомним, что речь идет о софинансировании, хотя о пропорциях этого сотрудничества с федеральным бюджетом законопроект умалчивает. Это несколько смахивает на законодательное выкручивание

рук регионам и муниципалитетам. Назовем только самые «вкусные» из условий. На первых порах нужно, чтобы в 10% многоквартирных домов были товарищества собственников жилья (ТСЖ), а к концу действия закона – все 30%. Здесь, наверное, учтено, мягко говоря, не самое горячее желание граждан самоорганизовываться. Начальные и конечные проценты присутствуют и в условии о замене нынешних ЖЭКов и ДЭЗов на частные управляющие компании, с каковыми заключаются договоры на обслуживание. Но самое главное даже не в жилом фонде – до 1 января 2009 года вся инфраструктура ЖКХ на 80% должна быть передана в частные руки. И это при ее-то гнилости, ветхости и дырявости! А вообще, как частники могут «рулить» на примере Ульяновска, мы наглядно видим. Распродали и развалили все имущество ЖКХ, накопленное с времен СССР.

А если вчитаться в остальные условия, выходит, что авторы законопроекта решили не мытьем, так катаньем закончить буксующую 10 лет реформу в жилищно-коммунальной сфере за 4 года – к 1 января 2012 года. Такая вырисовывается морковка в 250 млрд. руб.

Ну а что с 2012 года? Ясно, что государство попытается уйти из жилищной сферы. Верим, что граждане все же переедут из нынешних аварийных домов, а ветхое жилье обретет товарный вид. Правда, к этому времени нетоварный вид обретут панельные многоэтажки уже конца 80-х годов минувшего века. Но это будет другая история – из жизни собственников жилья… Расскажем об этом потом… если, конечно, с такими реформами дикого капитализма мы доживем…