Общественная палата самоопределяется

Созданная в конце прошлого года Общественная палата Ульяновской области постепенно набирает обороты в работе, становится «узнаваемой» и заставляет считаться с собой властные структуры. О её первых шагах рассказывает секретарь палаты профессор Владимир Ефимов.

– Владимир Васильевич, недавно губернатор Сергеи Морозов выступил с посланием к общественности, в котором коснулся деятельности палаты. Он считает, что её работа по содействию развитию институтов гражданского общества оставляет желать лучшего. А вы как считаете?

– Губернатор предлагает обществу начать конструктивный диалог, который поможет решить многие проблемы нашей области, особенно в социальной сфере. К этому есть все основания: в гражданском обществе за последние годы активизировались общественные объединения. Свидетельства тому – и создание ОП, совета по содействию институтам гражданского общества, и растущее число общественных слушаний, и многое другое. К сожалению, количество пока не перешло в качество.

Например, граждане ждут от Общественной палаты серьезных подвижек в защиту своих интересов, хотят про-

зрачности в её деятельности, поскольку только обратная связь поможет нам найти пра-вильные пути достижения поставленных целей. Но здесь следует принять во внимание: Общественная палата только нащупывает актуальные направления деятельности, часто сбиваясь на решение частных вопросов отдельных граждан.

Я думаю, что если будет реализовано предложение губернатора о создании муниципальных общественных советов, в состав которых войдут активисты общественных объединений и некоммерческих организаций, то это позволит возложить на них локальные проблемы муниципальных объединений и

развяжет руки ОП для решения масштабных проблем областного уровня.

– Что это за проблемы?

– Совет палаты одобрил перечень приоритетных проблем области, решение которых может облегчить жизнь значительной части населения. Например, в своем послании губернатор поставил на первое место проблемы молодежи, особенно их досуга. Мы с этим согласны. Но считаем: без активной поддержки самой общественности ничего не получится. Власти должны создать условия для решения проблем, а общество в лице родителей, педагогов школ и вузов, общественных организаций по культуре, спорту, искусству и т.д. долж-

но влиять на поведение и деятельность молодежи.

Известно, продолжительность жизни населения тесно связана с образом жизни в молодости. А что мы для молодежи хорошего сделали? Уже более 20 лет власти Ульяновска не могут организовать даже зоны досуга молодежи. Задача не в том, чтобы облегчить её жизнь, а в том, чтобы заполнить свободное время вступающих в жизнь полезными и интересными делами.

Ещё одна немаловажная общественная проблема – защита парковых зон и зеленых насаждений в жилых микрорайонах. Идёт самое настоящее наступление крупного бизнеса вместе с «заинтересованными» чиновниками на эти островки природы. Бизнесмены объясняют целесообразность строительства в парках тем, что бюджеты не способны их содержать, в результате по паркам гуляют бомжи и наркоманы, не работают аттракционы, поломаны скамейки.

А может быть, городские власти именно для того так плохо их содержат, чтобы угодить бизнесменам? Но если сегодня, по бедности, мы позволим возводить в парках дворцы, что останется нашим потомкам?

Также Общественная палата не проходит мимо проблемы парковок, тарифов, «обманутых дольщиков», безработицы в селе и т.д.

– В обращении президента России недавно прозвучало пожелание общественным палатам России и регионов брать на себя решение

проблем, связанных с коррумпированностью власти. Какое ваше мнение?

– Я не совсем представляю, как «общественники» будут выявлять коррупционеров. Боюсь, что любое движение в эту сторону чревато последствиями. Но я могу власти посоветовать: пусть руководители сразу делают оргвыводы, если выявляются факты взяточничества. Уверяю, тогда не надо будет устраивать массовой чистки всего аппарата.

– И всё же закон об ОП даёт вам право общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти…

– Не надо преувеличивать эти наши возможности. Общественный контроль носит рекомендательный характер. Да, мы можем испортить репутацию нерадивых чиновников путем публичного их обсуждения. Можем по результатам экспертизы законов и нормативных актов области подавать предложения и вносить на рассмотрение свои изменения. Окончательное же решение принимают законодательная и исполнительная власти.

Под общественным контролем мы понимаем установление моста между властью и обществом с целью нахождения взаимопонимания. Вместе с тем, если мнение ОП не совпадает с мнением органов власти по серьезному вопросу, мы можем обращаться в суд и отстаивать свою точку зрения до конца. Кстати, мы уже выиграли три суда у муниципальных властей.