1 июля вступает в действие Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях.

Его основные положения комментирует заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Фролов.

– Александр Витальевич, чем была вызвана необходимость принятия регионального Кодекса, если учесть, что существует аналогичный федеральный документ?

– Субъект Российской Федерации имеет право принимать собственные законодательные акты, не противоречащие Конституции страны. Проанализировав Кодекс РФ об административных правонарушениях, правительство, губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов вместе с Законодательным собранием посчитали необходимым дополнить его региональными нормами.

Кодекс состоит из восьми глав, включающих в себя 49 статей. Остановимся в качестве примера на статье 34 «Нарушение порядка и сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении государственных или муниципальных услуг». Она предусматривает в качестве меры административного воздействия предупреждение или наложение штрафа в размере от одного до трёх минимальных размеров оплаты труда.

Важной видится и статья 35 «Неисполнение решений органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления». Её нарушение влечёт за собой наложение штрафа на граждан в размере от трёх до пяти МРОТ; на должностных лиц -от 10 до 50; на юридических лиц – от 100 до 150 МРОТ.

Строго? Возможно. Но как иначе можно избавиться от повальной безответственности и недисциплинированности?

– А не окажется ли так, что нормы – прописаны, а их правоприменение – отсутствует?

– Вы правы: нужен механизм реализации Кодекса. Обязательным должно быть в этой работе участие органов внутренних дел.

Важнейший субъект административной практики – мировые судьи. Далее следуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также административные комиссии, которые мы сегодня возрождаем практически во всех муниципалитетах.

Большую роль в реализации Кодекса будут играть исполнительные органы государственной власти области, уполномоченные в сфере целевого использования бюджетных средств.

Не менее важное место отводится органам контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Здесь надлежит сказать о статье 15 Кодекса «Нарушение правил содержания территорий парков и скверов». Она предписывает наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц – от 20 до

100 «минималок». Нарушителям оправдания быть не может. При всех трудностях порядок на территории парков и скверов должен соблюдаться.

– Только в парках? А в лесах и полях?

– И там тоже. Например, жёстко подходит к нарушителям статья 16 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений». Мера своевременная. С наступлением весны на всех городских перекрёстках появляются бабушки с огромными букетами ландышей на продажу. Понятны материальные проблемы людей, живущих на скромную пенсию. И всё равно этого делать нельзя. Поэтому подобные действия влекут наложение штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц – от 30 до 40; на юридических лиц -от 300 до 400 МРОТ.

Распространяется действие Кодекса и на многие другие сферы нашей жизни – сохранение объектов историко-культурного наследия, на транспорт и дорожное строительство.

– Какова степень готовности органов власти жить по-новому?

– Пока не все руководители областных структур готовы к реализации Кодекса. Но мы договорились, что они приведут в соответствие с ним организационно-протокольную часть работы, а по итогам первого месяца действия закона покажут, что делается на практике.

Не устаю призывать жителей области вносить свои предложения и дополнения. Вот только один пример. В сельской местности отдельные граждане допускают выпас личного скота на общественном поле. Правовых рычагов воздействия на таких нарушителей нет. Прописать норму в Кодексе было бы вполне справедливо.

– Давайте возьмём финансовую составляющую Кодекса. Насколько обременительна для бюджета его реализация?

– Больших средств не требуется. Взять хотя бы административные комиссии. Количество муниципальных служащих, обеспечивающих их деятельность, определяется по нормативам: до 100 тысяч населения – один человек, от 100 до 200 тысяч – два человека, свыше 200 тысяч – четыре человека. В Ульяновске четыре района, значит, на каждый из них приходится по одному служащему. Затраты невелики. А вот необходимость и пользу комиссий я испытал на себе ещё будучи главой Железнодорожного района Ульяновска. Это рычаг, посредством которого можно оперативно решать многие вопросы.

– Вы просматриваете роль общественности в реализации Кодекса?

– Сложный вопрос. У нас в стране прошла смена формаций. Раньше, хорошо это или плохо, были партком, завком, товарищеские суды, лечебно-трудовые профилактории… Сегодня всё иначе. Человек пьёт, тащит из семьи последнее, не работает. Какие меры воздействия к нему применимы? Никакие. Их просто нет, если только он не совершит уголовное преступление. Вот и получается, что, с одной стороны, мы вроде бы оберегаем права и свободы такого человека. А с другой стороны, нарушаем их в отношении членов семьи и людей, которые вынуждены жить и работать с ним рядом.

По сути дела, в систему демократии, правопорядка и уважения к закону, как это можно видеть на Западе, мы ещё не вошли. Главной ошибкой руководителей перестроечных процессов, считаю, было отсутствие подготовки населения страны к жизни в новых условиях.

– С учётом всего сказанного, насколько, по-вашему, жители города и области готовы исполнять Административный кодекс?

– Мало издать законы, надо дополнить их кропотливой разъяснительной работой, причём на житейских примерах. Не совсем вроде бы гуманно гнать с улицы торговку семечками: каждый зарабатывает на жизнь как может. А с другой стороны, откуда эти семечки? Не обрабатывались ли они ядохимикатами? Где хранились и через чьи руки проходили? Есть ли разрешение органов санэпиднадзора и фитоконтроля? Представьте себе, что ваш ребёнок отравился такими семечками. Как вы поступите?..

Вывод один: торговля в неустановленных местах и без разрешения должна наказываться. Это будет правильно. Следовательно, впереди самое трудное: разъяснить населению необходимость принятия жёстких мер для его же собственного блага, установить контроль и спрос. Тогда Кодекс будет реально исполняться.