Подведены итоги областного конкурса на лучшее техническое решение, изобретение, полезную модель и рационализаторское предложение. Организатор и вдохновитель интеллектуального смотра – правительство области и Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.

Почти 150 новаторов участвовали в творческом поиске, в том числе – Ульяновский филиал института радиотехники и электроники Российской академии наук. Учёные института представили интересную разработку для определения низкотемпературных свойств нефтепродуктов.

Мы встретились с одним из авторов – Борисом Соломиным, который показал изобретение – экспресс-анализатор – в деле. Первая реакция – удивление: да, не перевелись ещё в России Кули-бины!

– За последнее время произошло немало аварий в авиации, – говорит Борис Александрович. – Одна из причин – некачественное топливо. Конечно, перед тем как заправить баки самолётов горючим, его проверяют. На это по ГОСТу уходит почти два часа. Пилот, получая документ на топливо, оказывается перед дилеммой: лететь или вторично делать анализ? Но поджимают сроки вылета, риск создания неблагоприятных условий по маршруту и он решает: лететь. А в воздухе двигатель вдруг отказывается «гудеть» – топливо из-за загустения не поступает.

Соломин с коллегами-учёными Алексеем Черто-рийским, Михаилом Конторовичем, Владимиром Весниным создали электронный прибор, который определяет качество топлива всего за семь минут. И требуется на это всего несколько капель горючего. Учёные Ульяновского филиала института ра-

диотехники и электроники Академии наук гордятся своим изобретением, ведь входной контроль на нефтеперерабатывающих предприятиях за несколько минут даёт возможность оперативно корректировать технологический процесс.

В адрес института поступают первые отзывы-благодарности о работе ИРЭН, так ласково назвали своё изобретение новаторы. В объединении «Псковнефтепродукт» прибором пользуются более четырёх лет. Им постоянно определяют основные показатели низкотемпературных свойств дизельного топлива. Количество нефтепродукта, используемого для анализов, сократилось почти в 200 раз! Кроме того, не нужны затраты на приобретение реактивов, вспомогательных материалов. Прибор ульяновцев в ближайшее время запускают на нефтебазе в Сызрани, в аэропорту Норильска, в испытательной лаборатории Нижнекамска, ГосНИИ министерства обороны, Московском научном институте нефтепродуктов. Заявки продолжают поступать. А коллектив авторов приступил к реализации главной задумки – использовать ИРЭН на борту самолёта.

– Небольшие размеры, малый вес, простота в использовании и оперативность дадут возможность экипажу перед полётом убедиться в качестве топлива, – делится своими планами директор филиала Вячеслав Сергеев.

Учёных удивляет, что ни одно из ульяновских предприятий не использовало такое нужное изобретение, связанное с безопасностью на земле, воде и воздухе.

В общем, обычная российская картина: любое новое открытие – это не только новые блага, но и новые проблемы.