Спорят Общественная палата и орган местного самоуправления

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что Ульяновская городская Дума, только что распущенная на каникулы, вернувшись, предстанет перед судом – ответчиком по иску, который готова подать областная Общественная палата (ОП).

Дело в том, что в среду депутаты на своем последнем заседании утвердили генплан Ульяновска. Хотя такого вопроса даже не было в первоначальной повестке дня, а местная общественность посчитала фиктивными публичные слушания, предшествовавшие думскому голосованию.

О сути претензий общественности депутаты знали прекрасно – обращение ОП поступило председателю Гордумы еще 18 июня. В нем говорилось о порочной практике проведения публичных слушаний, когда вместо рядовых горожан и представителей общественных организаций, что прописано в соответствующем законе, большинство аудитории составляют чиновники, они и принимают нужное им решение. Между тем местные жители так и не получили исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы. Например, по поводу метро на пневмоходу в оползне-

вой зоне или переноса центрального стадиона. По поводу же проекта генплана Общественная палата настаивала на повторном проведении слушаний.

На среду было запланировано выступление перед депутатами официального представителя ОП Евгения Лытякова. Неожиданно в понедельник ему сообщили, что выступление отменяется. На вопрос «как же так?» председатель Думы разводит руками: комиссия, готовившая вопрос, отменила свое

решение, ничего не поделаешь.

Лишь настойчивость представителя Палаты позволила ему пробиться на заседание, где он изложил депутатам все претензии. Те кивали головами – мол, понимаем, согласны. А через час, уже проводив ходоков-общественников, тихо и единодушно утвердили генплан, оставив заявление ОП без последствий.

– Так и не было исполнено обещание вице-мэра, сказавшего, что генплан обязательно будет сначала обсуждаться в Общественной

палате, – говорит краевед, кандидат философских наук Сергей Петров. – Даже в советское время план застройки города к 100-летию Ленина подробно обсуждался с горожанами в газетах, хотя тогдашний закон этого не требовал.

Петров подозревает, что генплан мог быть составлен в интересах торговых фирм, которые явно готовят «аннексию» земли в центре города. И тогда объяснимо поведение народных избранников, добрая половина которых – предприниматели.

Но у депутатов свои резоны. Например, они утверждают, что отсутствие генплана не позволит довести до Ульяновска ветку газопровода (хотя специалисты-газовики пояснили корреспонденту «РГ», что наличие или отсутствие генплана им нисколько не мешает). Еще один аргумент: без генплана не построить дороги и развязки к новому мосту. Мостовики же этот тезис опровергают: все подъездные пути к будущему мостовому переходу дороги спроек-

тированы давно и учтены еще в старом генплане.

– Действия городской Думы я воспринимаю однозначно – как оскорбление Общественной палаты, – сказал Лытяков. – Нам дали понять, где ее место. И если она согласится это место занять, ее значение и польза для избравшего ее общества будут сведены к нулю.

– Это просто неуважение к жителям Ульяновской области, – вторит коллеге член ОП Валентин Бажанов. – Ясно одно: избранная народом городская Дума от народа оторвалась. Возможно, в ее действиях нет нарушения закона, но есть посягательство на каноны гражданского общества.

Тем не менее Лытяков считает, что от имени Общественной палаты надо обратиться в суд с иском о признании процесса утверждения генплана нелегитимным. Если такое случится, это станет прецедентным случаем, когда власть окажется в роли ответчика перед одним из институтов гражданского общества.

Секретарь Общественной палаты профессор Владимир Ефимов тоже возмущен решением городских парламентариев. Но надеется, что еще есть возможность, обратившись к губернатору, наложить вето на думское решение и вернуть генплан в лоно закона. Какую манеру поведения изберет сама Общественная палата, решится на следующей неделе на заседании совета Палаты.