1 июля речники отмечаю свой профессиональный праздник – «День работников морского и речного флота». О прошлом, настоящем и будущем ОАО ” Ульяновский речной порт” рассказывают Владимир Хлапьев и Ринат Сафаргалеев.

В 1950 году ульяновская пристань получила статус речного порта. Ее первым начальником был Федор Алексеевич Вьюшкин. При нем порт пережил настоящую революцию. Порт получил транспортный плавучий перегружатель для переработки насыпных грузов – “ДНТ”, что означало “Даешь новую технику”. Началось строительство плотины в Сенгилее, Мелекессе, Старой Майне, Криушах. В 1956 году скрылась под водой старая пристань. Волга зажила новой жизнью, уже со всемирно известным Куйбышевским водохранилищем.

В 1964 году ульяновские речники освоили “Метеор” – это был первый скоростной пассажирский теплоход на подводных крыльях. Первым его капитаном этого теплохода стал Борис Иванович Чудинов.

В 1965 году построили современное здание речпорта. Новое здание имело все необходимое для пассажиров: залы ожидания, камеры хранения, кассовые павильоны, гостиницу, буфет, ресторан, комнату матери и ребенка и медпункт.

К 90-м годам в порту числилось семь скоростных судов, которые перевозили пассажиров до Казани, Куйбышева, Балаково и Горького. Пять теплоходов “ОМ” обеспечивали движение на пригородных линиях. На одном из них работал известный в городе книголюб, ныне пенсионер Анатолий Алексеевич Пирогов. Именно с его подачи два крупнейших теплохода страны носят имена Николая Карамзина и Александра Блока.

Современный речной порт Ульяновска оснащен мощной техникой: есть портальный и плавучие краны грузоподъемностью от 10 до 27 тонн. А для переработки тяжеловесных грузов имеется кран “Деррик”, грузоподъемностью сто тонн! Буксиры-толкачи мощностью от 600 до 1340 лошадиных сил способны перевозить до десяти тысяч тонн грузов за один рейс. Речной порт жив до тех пор, пока у него есть заказы. Возим строительный материал – песок, щебень. Нынешней зимой, пожалуй, впервые за много лет навигация продолжалась – мы помогали мостостроителям, наш ледокол всю ночь таскал краны, подвозил материал для строительства.

Нам важно сохранить уникальную красоту Волги. Последние два года ведем берегоукрепительные работы в Сенгилее, Криушах, Шиловке. Наша задача – заботиться о том, чтобы вода в Волге была экологически чистой. Порт имеет специально оснащенное судно “ОС-13” для сбора нефтесодержащих и фекально-бытовых вод с других судов.

К сожалению, движение судов по Волге уменьшилось. Были годы, когда речной флот финансировался по остаточному принципу, на несколько лет исчезло пассажирское движение. Например, в этом году действует только одна скоростная линия “Астрахань – Москва”, причем, в нашем порту теплоход останавливается один раз в пять суток.

К нашему порту приписано 31 судно. В коллективе ОАО “Ульяновский речной порт” работают 300 человек: капитаны, механики, матросы, судоводители, докеры, механизаторы, трактористы, крановщики и так далее. Из так называемых “речных волков” – ветеранов порта назовем Юрия Васильевича Щербинина, который водит теплоход “Московский-20”. Нельзя не назвать тех, для кого речной порт Ульяновска стал судьбой. 28 лет руководил коллективом Иван Васильевич Семичастнов. Добрым словом вспоминают портовики ветеранов труда – ныне пенсионеров Н.И.Родягина, В.А. Серебрякова, А.П. Подгорнова. Несмотря на трудные перестроечные годы, порт выжил и продолжает развиваться под руководством генерального директора Рената Равильевича Низамова.

Нам хочется, чтобы в нас – нуждались. Мы стараемся, чтобы наши суда были уютными, стоянки – удобными. Планируем оборудовать небольшие пристани в Тургеневском и в Старомайнском районе. Уже в следующем году ульяновцы смогут увидеть на Волге иностранные суда. Нам удалось заключить договоры на прием туристических судов, причем от любого крупного морского порта – перевалкой – до российских рек. Таким образом, иностранные туристы смогут с Черного моря добираться до Санкт-Петербурга знаменитой Волгой. А мы им в этом поможем.