28 миллионов не доплатили детям и матерям

В конце июня, вручая победителям акции «Роди патриота» ключи от автомобиля «УАЗ-Patriot», губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что цель мероприятия – создание достойных условий для женщин, чтобы рождалось больше детей. Между тем, на этой неделе прокуратура Ульяновской области отметила, что несмотря на наличие цели, движение к ней изрядно тормозится самими же чиновниками.

Так, в ходе проверки были выявлены факты невыплаты пособий на ребенка. Для многих матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, это очень важная прибавка к доходу семьи, а для кого-то – даже единственный источник.

Между тем выяснилось, что пособия за май-июнь 2007 года (в разгар акции «Роди патриота» были выплачены частично лишь в некоторых районах области.

Выплата этих пособий производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования, так что, казалось, проблем здесь быть не должно. Однако, как выяснила прокуратура, по состоянию на 20 июня общая задолженность по пособиям составила более 28 миллионов рублей.

По мнению стражей закона, причина долгов кроется в областном департаменте соцзащиты, который предоставил в соцстрах заявку, не отражающую потребность. Вместо реальных данных, при расчете была использована средняя численность детей, родившихся за год. Прокуроры полагают, что в департаменте нет системности и надлежащей организации работы, что и привело к таким неприятным последствиям.

Министру здравсоцподдержки Татьяне Губаревой, которая последние месяцы уделяла много внимания улучшению демографической ситуации через акцию «Роди патриота», прокуратура направила представление с требованием незамедлительно устранить нарушения и привлечь к строгой ответственности виновных.

Между тем, социологи считают, что на демографическую ситуацию оказывают влияние не акции, а системная работа.

По словам ведущего специалиста ульяновского научно-исследовательского центра «Регион» Ирины Костериной, исследования показывают, между наличием и величиной финансовой поддержки со стороны государства и рождением детей прямая связь.

– А на лозунги население уже не покупается, – говорит Костерина. – Люди теперь подходят к планированию семьи более ответственно и реально оценивают свои возможности, доходы, наличие работы, гарантии государства.

Исследования показывают, что один из главных факторов в принятии решений о рождения ребенка – наличие жилья, уже ушло то время, когда молодые согласны были ютиться с детьми за занавеской. Но именно эта проблема пока еще не решена ни в Ульяновской области, ни в стране.

И хотя губернатор уже отмечал, что «главное – создать в масштабах всей области эффективную систему поддержки семьи, женщин и детей», выводы социологов – пока в деятельности властей по выходу из демографического кризиса нет системности и продуманности. Хотя определенные реальные шаги областное правительство все же делает. Например, с июня заключаются с предприятиями соглашения, согласно которым в течение года женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, будет ежемесячно выплачиваться средняя зарплата. Такие соглашения уже подписаны с несколькими крупными предприятиями, правда, работники антимонопольной службы относятся к ним настороженно: нет ли здесь обязательств власти в каких-то преференциях, а если нет, то почему предприятия или их профсоюзы сами не сделали этого раньше, пока им не намекнул губернатор. Впрочем, несколько предприятий положения не изменят, между тем, принятая Законодательным собранием еще в прошлом году целевая программа по улучшению демографической ситуации, по словам депутатов, практически не финансируется.

Экономисты считают, что обещанного демографического взрыва не будет еще долгое время – сначала надо выправить экономическую ситуацию в области. А пока, по словам областного замминистра экономики Людмилы Падилья-Сароса, за последние шесть лет отток молодежи в другие регионы увеличился в пять раз, потому что, когда другие регионы занимались экономическими реформами, Ульяновская область их не проводила, и сказалось все это на ней сейчас.