Детские сады, школы, университеты, больницы и поликлиники, как правило, являются сегодня государственными учреждениями. С 1 июня этого года ситуация изменилась. Вступили в силу Федеральный закон № 174 об автономных учреждениях, а также постановление о форме перевода государственного учреждения в некоммерческое автономное, и определен перечень особо ценного имущества такого учреждения. Но не ударят ли такие преобразо-вания по каждому из нас?

Упомянутый закон гласит: «Автономным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта». Как видим, перемены нацелены на все стороны социальной жизни.

Но каков будет их итог? С момента преобразования бывшее государственное учреждение исчезнет из реестра получателей бюджетных средств. Это не означает, что его лишат финансовой помощи. Она поступит, но не по смете расходов, а в форме субсидий, размер которых будет зависеть от числа потребителей услуг. В этом состоит первая «закавыка». Бюджетных денег всегда не хватает. Поэтому государственный либо муниципальный заказ будет формироваться исходя из наличия бюджетных средств, а не из потребности в услугах. На всё и всех не хватит.

С другой стороны, министерство финансов выступило с законодательной инициативой о запрете бюджетным учреждениям заниматься хозрасчетной деятельностью. Это означает: либо оставайся в прокрустовом ложе бюджетного финансирования, либо переходи на вольные хлеба автономии. При этом вводи плату за образование, лечение и т.д. Для населения это может обернуться ростом объёма платных услуг.

Давайте на примере высшего образования рассмотрим, почему появление закона № 174 неизбежно приведёт к платному обучению студентов. В настоящее время вузы в среднем получают по смете примерно половину необходимых средств. А половину зарабатывают сами, путём платного обучения. Переход на подушевые субсидии скорее всего приведёт

к тому, что государственных и муниципальных средств у вуза станет ещё меньше.

Идея подушевого финансирования образования возникла несколько лет назад одновременно с введением ЕГЭ. Эксперимент проводился, в частности, в Республике Чувашия. Тогда «душа» поступившего абитуриента стоила всего 9 тыс. руб., что существенно ниже необходимого для обучения. Можно предположить, что и в будущем денег будет не хватать. Возможна ситуация, когда бюджетные студенты будут для вуза не выгодны. В то же время, если вуз осуществляет только платный набор, стоимость обучения не может составлять (в нынешнем масштабе цен) меньше, чем 60 тыс. рублей. Следовательно, переход вузов в экономико-правовую форму автономного учреждения вызовет существенный рост стоимости платных образовательных услуг. Запрет на внебюджетную деятельность для го-сударственных вузов

подтолкнет их на переход в автономную форму. Очевидно, что достаточно высокая плата за высшее образование – это реалии недалёкого будущего.

К сожалению, такие же невесёлые выводы напрашиваются и для всей сферы услуг социального характера.

Сергей БУЛЯРСКИЙ, зав. кафедрой инженерной физики УлГУ, профессор, заслуженный деятель науки России.

КОММЕНТАРИЙ

Письмо комментирует заместитель председателя комитета по социальной политике ЗСО Александр Чурсин:

– Озабоченность автора письма понят-• на. Новый федеральный закон, безусловно, ‘ изменит положение учреждений социальной сферы. Произойдёт естественное разделение их на разные формы собственности – федеральную, муниципальную и частную. И соответственно, у каждой будет своё финансирование. Подобный процесс уже идёт независимо от принятого закона. Это неизбежность рыночной экономики. Однако не надо забывать о том, что государство оставляет за собой влияние на социальную сферу, какую бы форму собственности ни имели её учреждения. Это касается, в том числе, и оказания платных услуг. Их перечень определяется исходя из направления деятельности социального учреждения: образование, здравоохранение, социальная защита и т.д. Заработанные средства будут направлены на финансирование учреждений. Иного не дано.