Более четырехсот миллионов рублей – такова сумма задолженности горожан за услуги ЖКХ, проще сказать, тех, кто не платит за квартиру.
Как погасить задолженность, как заставить злостных неплательщиков вернуть долг государству? Над этим вопросом ломают головы специалисты, чиновники, городская власть.
Для того чтоб исследовать вопрос на месте, по инициативе администрации Ленинского района представители управляющей компании, РИЦ, «Ульяновскэнерго» и участковой службы РОВД пошли по домам тех, кто имеет большую сумму задолженности. По их приглашению в рейде приняли участие и журналисты.
АДМИНИСТРАЦИЯ ИДЕТ НА КОМПРОМИСС
Мы не поехали туда, где живут алкоголики и граждане, приближающиеся к этому статусу. Мы поехали на улицу Минаева, 15, в дом, который является украшением центра города и который в прошлом считался элитным. Жили и живут в нем люди уважаемые, в большинстве своем пожилые. Однако только по этому дому сумма задолженности за услуги ЖКХ составляет 491 809 рублей.
Эпизод первый. Дверь открывает молоденькая хозяйка квартиры с годовалым малышом на руках. Про долг знает, объясняет его тем, что сама – в декретном отпуске, муж долгое время был на случайных заработках, сейчас устроился на завод с окладом в полторы тысячи рублей. Обещает к сентябрю долг ликвидировать.
Эпизод второй. Молодой человек впадает в состояние шока, когда узнает, что умершие недавно родители оставили ему квартиру и долг за нее в 31 тысячу рублей.
Сам нигде не работает, в права наследства еще не вступал. Визит участников рейда для него – полная неожиданность.
Эпизод третий. Пожилая хозяйка однокомнатной квартиры с пенсией в 3031 рубль сама требует от чиновников ответа, как жить на такие деньги, если в доме прописаны ее дочь и внучка, а живут они на ул. Гагарина, за эту квартиру не платят, ей одной такие выплаты не под силу.
Ко всем группа относится с пониманием, специалисты объясняют, куда и к кому обратиться, чтоб получить рассрочку платежа, оформить субсидию. Но…
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПРИ БОЛЬШИХ ДОЛГАХ
Каждому из тех, у кого мы побывали, представитель «Ульяновскэнерго» задавала один и тот же вопрос: «А за электроэнергию у вас тоже задолженность?». «Да что вы!», – звучало в ответ, и тут же появлялись квитанции о своевременной оплате. Причина ясна и понятна: не будут платить – отключат свет. «Ульяновскэнерго» – организация серьезная, шутить не станет. И молоденькая мамочка говорит об этом совершенно открыто. Добав-
тись меоелью, бытовой техникой, а уж расчет с государством отложили на потом. Государство доброе, не выселит, потерпит. А обиженная дочерью и внучкой Александра Петровна от предложения выписать дочь свою из квартиры за такое отношение категорически отказывается, добавляя при этом: «Все равно не выселите. В суд подавайте!». С оплатой показаний счетчика, естественно, все в ажуре, а долг перед государством… ну и пусть будет, зато квартира внучке останется.
Почему такое отношение возможно – вопрос, требующий детального анализа. Несовершенство законодательства, не дающего возможность применить более строгие меры к нарушителям, встречные претензии жителей к системе ЖКХ. И в некоторых случаях квартиросъемщик тоже бывает прав. Совсем даже не задолжник, а законопослушный квартиросъемщик, увидев представительную группу в сопровождении телекамеры, поинтересовался, с какой целью мы тут ходим. Получив ответ, не возмутился, но высказался: «В этом доме двадцать лет не было ремонта в подъездах, а платим мы за него исправно. Вот этими деньгами и погасите задолженность!».
Старая поговорка: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», – сводит такого рода разговоры на нет. Просто каждый должен жить согласно законам, долг свой и обязательства выполнять. Короче говоря, за крышу над головой платить надо, за воду горячую и холодную надо платить так же исправно, как за электричество. Пока государственные службы готовы выслушать, вникнуть в ситуацию и помочь частями, в рассрочку ликвидировать задолженность, надо долги отдавать. Астрономическая сумма в 400 миллионов долга населения перед коммунальщиками может стать поводом для усовершенствования, вернее, ужесточения отдельных статей жилищного законодательства, и тогда уверенное: «Не выселят!» – потеряет почву под ногами. Возьмут и выселят. Хотя, не дай Бог!