Валентин Денисов знает, как сделать конкурентоспособным отечественный АПК

Из досье «УП»:

Денисов Валентин Петрович. Родился 1 июля 1955 г. В 1977 г, окончил Ульяновский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономика и организация сельскохозяйственного производства». За плечами служба в армии, работа в комсомоле, Академия общественных наук при ЦК КПСС и аспирантура НИИ экономики сельского хозяйства. Кандидат экономических наук.

Заместитель председателя общероссийской общественной организации «Российское аграрное движение – РАД». В декабре 2003 г. избран депутатом Госдумы РФ от партии «Единая Россия». Руководитель межфракционного депутатского объединения по аграрно-продовольственной политике. Решением партии «Единая Россия» назначен координатором партии по работе на селе.

– Валентин Петрович, аграрный сектор экономики, как известно, относится к проблемным отраслям. В этой связи поистине знаковым событием видится для российского крестьянства принятый недавно закон «О развитии сельского хозяйства» – своего рода сельская Конституция, в которой прописаны взаимные права и обязанности государства и аграрного бизнеса. В то же время сейчас завершается разработка пятилетней государственной Программы поддержки аграрной отрас-

ли. Нет ли между ними противоречий?

– Нет и быть не может. Закон после жесточайшей дискуссии с представителями либерального крыла правительства РФ, в частности, с господами Кудриным и Грефом, получился компромиссным, или, говоря иначе, рамочным. Между тем ситуацию в АПК страны, где Ульяновская область исключения не составляет, нельзя назвать однозначной. Вот лишь некоторые факты. Нашему сельскому хозяйству для ускоренного развития не хватает высоких технологий, современной техники и высоко-

продуктивного скота. В России были хорошие племенные заводы, но за последние 15-17 лет многое утрачено и требует восстановления. Соответственно встаёт вопрос о развитии племенного дела.

Российскую технику нельзя назвать плохой. Но она эффективно используется лишь в регионах с невысокими урожаями, В иных случаях она импор-

тным аналогам конкуренции не составляет.

Идем дальше. АПК страны испытывает огромный дефицит современных менеджеров. Это тема для аграрных вузов. Нужны новые специальности, новые программы, методики, а главное – преподаватели, которые хорошо разбираются в рыночных проблемах, имеют практический опыт их решения.

Но основное заключается в том, что АПК нужна финансовая поддержка государства. И на этом пути сейчас одержана первая победа. Она состоит в том, что нам, авторам закона, удалось провести норму, предусматривающую разработку пятилетней Программы государственной поддержки АПК. В неё войдёт всё, что не вошло в закон. Программа будет утверждаться правительством под жёстким контролем Госдумы РФ. Смысл ее в том, что государство должно взять на себя ответственность, например, за рост цен на горюче-смазочные материалы, что ложится тяжким бременем на плечи сельхозпроизводителя.

Другая важнейшая норма: ежегодно должен составляться национальный доклад о ситуации в АПК. Он будет делаться помимо обязательного бюджетного доклада, с которым выступает правительство. В итоге и «заболтать» проблему станет невозможно.

О каких размерах поддержки АПК идет речь? В будущем году она составит 80 млрд. рублей, в 2009 – 100, в 2010 году -120 млрд. рублей. Много это или мало? Судите сами: начинали мы с 30 миллиардов.

Мы не выходим, конечно, с этими цифрами на уровень Евросоюза – там поддержка сельского хозяйства на порядок выше. Тем не менее, вполне можно говорить о цивилизованном подходе к проблемам аграрной отрасли страны.

– То есть можно питать надежды на коренной перелом ситуации в сельском хозяйстве?

– К великому сожалению,-процессы, которые сегодня происходят на селе, не осмыслены ни с научной, ни с государственной точки зре-ния.’Причём не только в производственной, но и в социально-духовной сфере.

Ситуация в сельском хозяйстве требует немедленного вмешательства. Об этом прямо свидетельствует такой факт: потребление пищевых продуктов в стране растёт в несколько раз быстрее, чем их производство. Это приводит к значительному расширению импорта продтоваров и сельхоз-сырья – его объём за пять последних лет увеличился почти втрое и в 2006 г. составил 21,6 млрд долларов.

В чём-то эти процессы имеют необратимый характер. Достаточно сказать, что в целом по России уже потеряно 18 тысяч сёл. Есть такие примеры и в Ульяновской области.

Теперь же надежды на изменение ситуации к лучшему крепнут. Благодаря реализаЦии нацпроекта «Развитие АПК» наметились положительные сдвиги в основных отраслях, прежде всего в животноводстве. Стабилизируется поголовье, увеличиваются надои. Время показало, что в стране и области есть многие тысячи молодых инициативных людей, которые благодаря нацпроекту смогли приобрести финансовый кредитный портфель и начать своё дело, дело жизни, новый бизнес. Люди увидели результаты своего труда. Появились предпосылки к перелому ситуации.

Так, если говорить об АПК Ульяновской области, то определённый оптимизм вселяет тот факт, что озимые в прошлом году были заложены достаточно хорошо. О миллионном рубеже урожая зерновых говорить не приходится. Но если удастся выйти хотя бы на 800 тысяч, этого будет достаточно, чтобы поддержать и животноводство, и продовольственный рынок.

– Как скажется на аграрной отрасли страны вступление России в ВТО? И существует ли в партии «Единая Россия» чёткая позиция по этому вопросу?

– Мы считаем, что в обязательном порядке следует добиваться таких условий вступления, при которых экономические выгоды страны превышали бы неизбежные издержки.

При этом нельзя забывать, что 99 процентов наших партнёров являются членами ВТО и что Россия является неотъемлемой частью мировой экономической системы. А если так, то почему бы не воспользоваться инструментами, существующими для регулирования этой системы? Ведь экономика – это «улица с двухсторонним движением» и равными интересами обеих сторон.

Как скажется на АПК вступление России в ВТО, сегодня, пожалуй, не сможет ответить никто. Это такая структура, в которую нужно сначала войти, а потом уже точно поймёшь, что там хорошо, а что плохо.

В последнее время приходится слышать суждения б том, что известные события в Эстонии могут подвигнуть Евросоюз на отказ в приёме России в ВТО или,по крайней мере, отодвинуть его на неопределённо долгое время. А мы, собственно, туда и не торопимся. Что касается эстонских событий, то они на вступление России в ВТО не влияют. Львов, например, тоже принял решение снести у себя все советские памятники. Его примеру готовы последовать Польша и Венгрия. Но такие шаги, считаю, скорее работают на нас, чем против.

– И всё-таки не покидает тревога. Россия – исторически аграрная страна, в сельской местности и сегодня проживают около 40 миллионов наших сограждан. Каждый из них хочет иметь гарантии благополучного будущего.

– Разделяю вашу тревогу. Но давайте будем реалистами. Тот факт, что Россия, рано или поздно, окажется в ВТО, сомнений почти не вызывает. Поэтому выход у нас один: перестроить АПК России в соответствии с современными требованиями, причём в ближайшее время. Если у людей не будет достойной работы и достойного дохода, то жить и работать на селе никто не станет. Единственная гарантия продовольственной безопасности страны *• эффективное, конкурентоспособное отечественное сельское хозяйство.

В Евросоюзе только на производство свинины, говядины и молока выделяется 57 млрд евро в год, а США поддержка сельского хозяйства, по некоторым данным, обходится в 250 млрд долларов в год. Наша первая программа поддержки отечественного сельского хозяйства предусматривает выделение из федерального бюджета около 554 млрд рублей (около 16 млрд. евро) в течение пяти лет.

Программа государственной поддержки АПК ставит такие цели:

– через пять лет рентабельность сельхозпроизводства должна составить 10% (сейчас – 8%),

– доля отечественных продтоваров вырастет с 63% до 66,8%,

– зарплата сельхозработников поднимется вдвое (с прошлогодних 37,2 тыс. в год до 73,7 тыс. рублей).