Этим летом в Ульяновске начали появляться новые остановочные павильоны. Но ждать того, что все автобусные остановки в городе будут выглядеть единообразно, пока рано – вдоль наших дорог собрались павильоны самых разных цветов и форм.

Кто во что горазд Новую остановку можно уже увидеть, к примеру, в конце проспекта Нариманова. Глаз сразу обращает на нее внимание из-за непривычного пока ярко-голубого полупрозрачного материала, из которого она сделана. Такие же голубые пятна стали появляться и рядом с другими дорогами в городе. Всего до конца года в Ульяновске планируется установить 32 новых павильона. Они должны появиться в самых нуждающихся точках – там, где остановочные павильоны уже окончательно устарели, или там, где их раньше не было вовсе и людям приходилось ждать общественного транспорта без укрытия.

Говорить же о том, что все остановки в городе будут выглядеть единообразно, в ближайшие годы рано.

Чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по любой ульяновской дороге – по пути можно встретить павильоны, построенные по самым разным проектам. А что уж говорить о той разнообразной цветовой палитре, которую можно составить из использованных на остановках красок.

Так получилось, потому что павильоны на остановках устанавливались в разное время и разными организациями. К примеру, и теперь новые павильоны ставятся не за городской счет, а благодаря инвесторам, заинтересованным в их появлении. Так что совсем не обязательно, чтобы и новые остановки были одинаковыми.

Между тем остановочный павильон – это неотъемлемая часть городской архитектурной среды, так называемая малая архитектурная форма.

И, если уж подходить к его установке со всей серьезностью, надо учитывать и то, как он будет смотреться рядом с дорогой и рядом с другими архитектурными сооружениями. У нас же зачастую через дорогу друг на друга смотрят совершенно разные павильоны – в такой ситуации о единой архитектурной среде и речи идти не может.

Правда, горожанам, ждущим на остановках транспорт, чаще всего до вписывания павильона в архитектурную среду нет дела. Им намного важнее другие, более близкие к жизни, характеристики павильонов.

Оказывается, они же в первую очередь являются главными и для архитекторов.

Дешевизна и вандалоустойчивость Дизайнер Владимир Карунов в конце 80-х годов прошлого века работал в организации, которая занималась благоустройством в Засвияжском районе Ульяновска. В том числе проектировала и устанавливала новые остановочные павильоны. Остановки, вспоминает Карунов, надо было проектировать максимально дешевыми в изготовлении, а в использовании – вандалоустойчивыми. Тогда хоть и не было такого воровства, как сейчас, но все равно существовала угроза, что лист железа, из которого будет сделана стенка остановки, просто оторвут и утащат. Поэтому проектировал так, чтобы ничего нельзя было согнуть или снять. В итоге получилось минималистично – стенки, крыша и скамейки. Павильон собирался из секций, и при желании к ним можно было добавить еще и ларек.

Тогда, правда, ларьки на остановках торговали только одним товаром билетами на проезд. Торговые точки с пивом и сигаретами появились чуть позже, и вместе с ними остановки стали наглядным примером изменения экономической ситуации в стране.

И сейчас автобусные остановки остаются одним из наиболее ярких показателей уровня жизни того города, в котором они установлены. К примеру, уже сейчас существуют и устанавливаются остановочные павильоны с подогреваемыми полами и прочими наворотами. У нас же пока остается радоваться, если, ожидая автобус, можно укрыться от ветра и дождя и присесть на чистую, неразломанную лавку.