Газопроводы к стратегическому объекту атомной промышленности – димитровградскому НИИ атомных реакторов – останутся в государственной собственности. Такое решение принял Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа в Казани. Представители госструктур считают, что таким образом пресечено появление опасного прецедента с незаконной приватизацией частной организацией инфраструктуры, находящейся в исключительном владении и пользовании российского государства.
Как сообщал ранее “ВиД”, конфликт между государственными структурами и ульяновской частной газораспределительной организацией ООО “Автогазсервис”, получившей газопроводы высокого давления к промышленной площадке и ТЭЦ ФГУП “Государственный научный центр “Институт атомных реакторов” (НИИАР, расположен в Димитровграде Ульяновской области) на основании юридически неправомочного договора, тянулся не один год. В 2005-м году прокуратура Ульяновской области установила незаконность действий “Автогазсервиса”. В 2006-м году результаты технического обследования газопроводов областного управления Ростехнадзора показали, что эксплуатация опасных производственных объектов не соответствует требованиям промышленной безопасности. В то время, как владение газопроводами приносила частникам более $300 тыс. чистого дохода в год, их обслуживание производилось с нарушением требований закона РФ “О промышленной безопасности”. Это привело газовое хозяйство НИИАР к предаварийному состоянию, что грозило взрывом газа на стратегическом предприятии атомной промышленности.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области подтвердило право государственной собственности на газопроводы у НИИАР и изъяло их у “Автогазсервиса”.
В ответ частники оспорили решение государственных органов, обратившись в мае 2006 года в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о признании своего права собственности на газопроводы. Суд первой инстанции эти требования удовлетворил. Однако в марте этого года одиннадцатый апелляционный Арбитражный суд в Самаре по заявлению Росимущества отменил решение суда первой инстанции.
Суд установил, что отчуждение федерального имущества – газопроводов, находившихся на праве хозяйственного ведения НИИАР, – не соответствовало требованиям законодательства. Правами по распоряжению государственным имуществом на территории РФ в отношении объектов федеральной собственности обладал исключительно Государственный комитет РФ по управлению госимуществом, следовательно, ему принадлежало и исключительное право распоряжения имуществом НИИАР. Суд первой инстанции не учел, что предприятие, осуществляя право полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом, может совершать только действия, не противоречащие закону. Следовательно, НИИАР не мог продать госсобственность частной организации. Кстати, подлинник договора о продаже газопроводов не представила ни та, ни другая сторона.
В итоге апелляционный суд решил, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отчуждении федерального имущества в частную собственность ООО “Автогазсервис” в порядке и на условиях, предусмотренных законом “О собственности в РСФСР” и законом РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”. Следовательно, сделка недействительна с момента ее совершения и ООО не может приобрести право федеральной собственности на основании ничтожной сделки.
ООО “Автогазсервис” с этим решением не согласилось и обжаловало его в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа в Казани. 12 июля суд в третий раз рассмотрел “дело о газопроводах”.
Представитель “Автогазсервиса” настаивал, что решение самарского суда незаконно и необоснованно, поскольку договор купли-продажи газопровода был заключен и носил возмездный характер. Согласия собственника в 1993 году, когда была заключена сделка, якобы не требовалось.
Однако представитель НИИАР опроверг это утверждение, напомнив, что вместо договора купли-продажи между институтом и “Автогазсервисом” был заключен всего лишь договор поставки газа, а это не предполагает перехода права собственности на газопроводы. Солидарно с НИИАР выступили представители прокуратуры Ульяновской области и территориального управления Росимущества по Ульяновской области.
Выслушав аргументы сторон, коллегия Арбитражного суда Поволжского округа оставила жалобу “Автогазсервиса” без удовлетворения, а решение самарского суда – без изменения. Таким образом, частной организации было отказано в признании права собственности на распределительные газопроводы, которые подводят газ к ТЭЦ и промышленной площадке Института атомных реакторов.
Участвовавшие в судебном процессе представители госструктур считают, что решением казанского суда пресечено появление прецедента с незаконной приватизацией инфраструктуры одного из стратегических предприятий атомной отрасли России – димитровградского НИИ Атомных реакторов. Государственные органы, задачей которых является обеспечение соблюдения закона и недопущение передачи газопроводов к стратегическому объекту в частные руки, сумели использовать все законные методы, чтобы не допустить развития событий, не отвечающих интересам национальной безопасности.