Ульяновский губернатор обещает вылечить всех алкоголиков
12-летний Саша Прохоров сегодня домой не пойдет. Он переночует у знакомых, так безопаснее. Мальчик знает: пьяному отцу под руку лучше не попадаться. Тем более что у родителя есть повод для гулянки – на днях дали зарплату. Через пару дней Саша придет в родной дом, потихоньку соберет пустые бутылки из-под дешевой водки, сдаст их и купит отцу пива, чтобы тот опохмелился. Может быть, глава семьи скажет сыну спасибо, но, скорее всего, спросит, почему так мало принес… “Мне соседка рассказала, что наш губернатор пообещал вылечить всех алкоголиков, – поделился с корреспондентом “Россiи” Саша Прохоров. – Разве моего отца заставишь пойти в больницу?! Да и привык я уже. Когда он пьет, могу делать что захочу. Лучше бы водку дешевле сделали… А то отец ругается, что денег много уходит”.
Принудительное лечение
“Пьянству – бой!” – под таким негласным лозунгом с недавнего времени живет Ульяновская область. С легкой руки губернатора Сергея Морозова 1 сентября, в День России и в День молодежи, все население региона, от подростков до пенсионеров, ходит в магазин исключительно за минеральной водой и соками, потому как в дни массовых гуляний торговым точкам настоятельно рекомендуется ограничить продажу спиртных напитков. Впрочем, запрет не останавливает желающих выпить, и на утро после праздника улицы все равно усыпаны пустыми бутылками из-под спиртного различной крепости. Уличные киоски губернаторскую инициативу не поддержали и ведут бойкую торговлю.
Тогда глава региона решил перейти к более суровым мерам и предложил в принудительном порядке отправлять алкоголиков на лечение. Необычная инициатива оказалось весьма кстати в рамках объявленного президентом России Года семьи. Расклад простой. В вопросе улучшения демографической ситуации на любителей выпить рассчитывать не приходится. Поэтому, рассудил ульяновский губернатор, сначала надо вылечить население, а потом уж покорять вершины рождаемости.
“Я видел людей, которые вылечились и стали хорошими отцами. Мы можем их (алкоголиков – Прим. авт.) выходить. Финансы позволяют, желание есть. Осталось только все это соединить”, – заявил Сергей Морозов.
Известный борец за демографию и здоровье нации не учел, похоже, одного момента. По официальным данным, в Ульяновской области насчитывается порядка 22 тысяч алкоголиков. Причем эксперты уточняют, на деле их в 10 раз больше. Население Ульяновской области составляет примерно 1,5 миллиона человек. Легко подсчитать, что в больницу на принудительное лечение от алкоголизма придется уложить 15% населения.
У владельцев частных наркологических клиник от такой перспективы дух захватывает. В случае принятия соответствующего закона алкоголики станут золотой жилой.
Деньги на ветер
Впрочем, многие ульяновские врачи-наркологи к идее принудительного лечения отнеслись скептически. Говорят, что лечение алкоголизма дорого обойдется региональному бюджету, а будет ли оно эффективным – еще большой вопрос. “Человека практически невозможно заставить вылечиться. Пациент должен сам осознать, что это нужно лично ему и добровольно включиться в лечебный процесс”, – считает главный врач областной клинической наркологической больницы Борис Песков.
При ином раскладе, говорят медики, деньги будут выброшены на ветер. По словам специалистов, лишь единицы страдающих алкогольной зависимостью искренне желают от нее избавиться.
Между тем большую часть ульяновских любителей выпить не волнуют глобальные проблемы, им важно знать – где и на что купить бутылку.
К примеру, в небольшом селе Андреевка Чердаклинского района Ульяновской области местные выпивохи путь к магазину, где можно затариться алкоголем, знают лучше, чем дорогу к собственному дому. Ошибиться сложно: магазин – одно из немногих в селе кирпичных зданий, да и открыт до десяти вечера, тогда как даже в Ульяновске весьма проблематично найти магазин, работающий поздно вечером.
Ассортимент алкоголя в сельском магазине небогатый, но с претензией на изыск. Рядом с водкой на прилавке выставлен странный напиток под названием “Marini”, надпись на бутылке очень сильно напоминает этикетку “Martini”. Сходство вкусов корреспондент “Россiи” проверять не стала, не рискнула. Продавец рассказала, что этот неопознанный напиток часто берут молодые пары. “Наверное, для романтического вечера”, – мечтательно вздохнула девушка за прилавком.
Лидер продаж – водка не дороже 60 рублей, в качестве довеска – пиво. Продавец пояснила, что покупательский спрос не зависит от времени суток и дня недели. Пьют всегда. Ее слова подтвердил заглянувший в магазин мужчина лет сорока, явно желающий порадовать себя спиртным в 11 часов утра. Взяв пару бутылок сорокоградусной, он поспешил ретироваться. На вопрос, не много ли ему одному, он гордо ответил: “Я не алкаш, я выпивающий! Имею право!” Не поспоришь…
Самогонщики
Впрочем, в селе в магазин за спиртным ходят по особым случаям: когда есть деньги. Чаще всего пьют самогон, который делают сами либо покупают у соседей.
Тетя Маша – известная личность в Вышках, другом ульяновском селе. Каждый знает: у нее всегда можно приобрести пол-литра, случаются и крупные заказы.
“Тут недавно ко мне из города приезжали. Оказалось, что одна наша девка вышла замуж за городского. На свадьбу пригласила полдеревни. Селяне ведь привыкли к самогону, остальное пить отказываются. Пришлось ей здесь спиртным затариваться и в город везти. Хорошо, говорят, погуляли”, – с гордостью рассказывает тетя Маша.
Сельские милиционеры разводят руками: бороться с “самогонщиками” бесполезно. “Это как эпидемия! Накроешь одну точку, тут же появляются три. Стараемся как можем, но не все в наших силах. Алкоголизм стал уже чуть ли не нормой. Страшно подумать, что будет дальше”, – признались корреспонденту “Россiи” в местном отделении милиции.
Опасения сотрудников правоохранительных органов понятны. Как сообщил старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, 90% убийств в регионе совершаются на бытовой почве, причем львиная доля из них – в состоянии алкогольного опьянения.
Увлечение спиртным заставляет многих не только хвататься за оружие, но и забывать о собственных детях. Жуткая трагедия разыгралась не так давно в городе Инза Ульяновской области. Из-за сигареты “Прима” лишились жизни сразу четыре человека: трое малышей и сожитель их матери. В тот момент, когда дети задыхались в огне, их мамаша Елена Вишнякова, беременная шестым ребенком (еще двое отпрысков, по словам соседей, находятся в интернате), пьянствовала с подругой в соседнем селе. О смерти своих детей она узнала только на третий день, когда протрезвела после длительной гулянки.
“Да у нас тут настоящий Чикаго! – метко определили медики инзенской “скорой помощи”. – Ничего удивительного, работы ни у кого нет, люди только и делают, что пьют”.
Ау, ищем трезвых работников
Алкоголизм тем временем принимает характер самого настоящего стихийного бедствия. Он уже успел ощутимо ударить и по бизнесу. Для многих коммерсантов сегодня огромная проблема найти не то что квалифицированных, а хотя бы трезвых работников.
“Я едва не отказался от идеи открыть предприятие в одном из районов Ульяновской области, – рассказал в интервью “Россiи” бизнесмен из Чувашии, пожелавший сохранить инкогнито. – Я, конечно, знал, что народ любит выпить, но там люди просто не просыхают. Работать никто не хочет, воруют что попало и продают. Вырученные деньги пропивают. Мне пришлось даже привозить работников со своей малой родины”.
Городские жители тоже недалеко ушли от сельчан в “алкогольном вопросе”. Вечером стоянки у кафе и ресторанов заставлены автомобилями, и большинство их владельцев пьют не апельсиновый сок, а напитки покрепче. В ГИБДД подтверждают: проблема пьянства за рулем стоит крайне остро, практически каждый день регистрируются дорожно-транспортные происшествия по вине нетрезвых водителей. Инспекторы рассказывают, что подчас автолюбители просто вываливаются из-за руля.
А эксперты констатируют: алкоголизм молодеет. Крепкие напитки сегодня употребляют даже школьники. Не столь давно, например, в Ульяновске под колеса автомобиля угодил нетрезвый второклассник. Врачи утверждают: люди начинают спиваться к тридцати годам. При этом специалисты считают, что местные власти занимаются популизмом и собственным пиаром, а не решением столь серьезной проблемы. Одноразовые антиалкогольные акции и пресловутые “дни трезвости” – не выход. Не за горами то время, когда алкоголизм будет считаться не медицинским диагнозом, а образом жизни.