В начале XX века по Симбирску раскатывали на автомобиле лишь три купца: это водочный король А.А.Сачков, сын суконного фабриканта А.В.Арацков и владелец чугунолитейного завода Н.В.Голубков. Талант, ум и трудолюбие сделали Голубкова одним из самых богатых симбирян, а ведь он выходец из небогатой семьи.

Родился.Голубков в 1844г. в Симбирске. Отец его Василий Леонтьевич дворовый человек помещика Наумова. Николай с детства увлекся механикой, его голова была забита бесконечными идеями. С утра до ночи он проводил в мастерской отца, который был большим мастером по ремонту медных изделий.

Кумиром, у Голубкова был лучший изобретатель тех времен А.И.Зотов (мы рассказывали в одном из номеров «ДЗ». Вдохновленный идеями Зотова, 16-летний Николай изобретает паровой 2-х сильный локомобиль, который приводил в действие сельскохмашины. «Симбирские губернские ведомости» тех лет писали: «Устройство печи и паровика локомобиля имели большое сходство с самоваром и потому в печь кладут угли с верху. На оси колес выгнуты два кривошипа, на которых устроены два качающихся паровых цилиндров. Комитет выставки за этот локомобиль наградил юного изобретателя денежной премией в размере 200 руб.».

В 1869г в Казанской губернии Голубков обустроил им же изобретенную пятипоставную паровую мельницу,. Слава о мастере разнеслась по всему Симбирску, от горожан посыпались заказы. Николай вместе с братом Иваном открывают мастерскую на Панской улице (ныне ул.Энгельса), где по заказам изготавливают металлические лестницы, ограды, выполняли и более сложные механизмы. Однажды Голубкова попросили починить английскую меровесную машину. Разные умельцы пытались ее исправить да все безрезультатно, а вот Николай Васильевич сделал эту машину в короткий срок.

Когда в мастерской творениям Голубкова стало тесно, он решил расширить чугунолитейное производство. В 1880г. приобрел участок земли на 3-й Старой Инвалидной улице (ныне ул.Транспортная), там и обустроил чугунолитейный завод. Когда рядом построили железную дорогу и вокзал, Голубков построил токарный и слесарный цеха. Завод был оснащен 15 металлообрабатывающими станками, которые работали от пятнадцатисильной паровой машиной. Имелись две вагранки, тигельный и кузнечный горны, паровой молот. В начале XX века чугунолитейный завод Голубкова стал ежегодно выпускать продукции на сумму 20 тыс. руб. Около 200 человек работали в две смены по 12 часов. Так талантливый механик-самоучка Николай Голубков стал одним из самых богатых людей Симбирска, по городу он ездил на собственном автомобиле.

Николай Васильевич был одним из организаторов симбирского водопровода. Заседал в комиссии, которая занималась проектом запуске в Симбирске трамвая! (к сожалению, в нашем городе трамваи появились только в 1954г.).

. После революции Голубков в спешке распродает, что успвает, и уезжает из Симбирска. Вскоре в одном из зданий завода разместился райком партии и фабрично-заводское училище. А к концу 1940-х гг. чугунолитейный завод прекратил свое сосуществование. Здание его по сей день заброшено и превращается в руины

Старожилы Ульяновска хорошо помнят Голубковский порядок, эта улица располагалась параллельно нынешней ул.Энгельса . А одно из творений талантливого мастера мы можем лицезреть до сих пор – это ограда, которая украшает знаменитый Карамзинский сквер