Едва новый Генеральный план Ульяновска был одобрен городской думой, Симбирск накрыло волной скандалов. Нашлись люди, недовольные и тем, как этот проект обсуждался, и как принимался. Некоторые члены Общественной палаты вообще выразили намерение опротестовать решение думы в суде. Так что же будет с областным центром в перспективе и каковы плюсы и минусы нового Генплана города? Об этом корреспонденту «НГ» рассказала главный архитектор области Татьяна Тарасова

С Татьяной Михайловной мы встретились, когда волны «возмущения», вызванные принятием городской думой нового Генплана Ульяновска, схлынули. Вроде бы все копья сломаны, острота момента прошла, аргументы исчерпаны и можно подойти к делу более прагматично. Дав, скажем, слово участникам процесса. Например — руководителю облархитектуры. Для наглядности приводим карту города будущего, на которой обозначены все перемены, ждущие нас. (К лучшему, как считает Тарасова). Жаль, что мы не можем представить схему в цвете. Все составляющие ее зоны — жилой, общественно-деловой, промышленной застройки, рекреационные участки, спортивные сооружения, транспортно-инженерные объекты и коммуникации и так далее — обозначены каждая своим колером. Хорошо видны и новые границы (к 2025 году площадь города увеличится с 30 до 33 тысяч гектаров).

— Итак, Татьяна Михайловна, можем мы сегодня поговорить о плюсах и минусах нового Генплана Ульяновска?

— Конечно. Я готова.

— Так насколько легитимным было принятие Генплана?

— Этот план разрабатывался в соответствии с заданием, выданным мэрией города Ульяновска в установленном порядке. В свое время (в 2003 году. — Ред.) прошел конкурс на проектную подрядную организацию. Санкт-Петербургский Институт урбанистики, ведущее государственное проектное учреждение, его выиграл и приступил к разработке. Неоднократно рассматривался Генеральный план города и депутатами городской думы Ульяновска, и Ульяновским отделением Союза архитекторов, и инженерными службами со всеми заинтересованными ведомствами. Кроме того, он рассматривался и на градостроительном совете под руководством Губернатора области с привлечением прессы. Другим словами, тайны из него никто не делал. Как и положено, были объявлены публичные слушания. Насколько мне известно, они проводились в четырех районах города, а итоговые, общегородские, — в кинотеатре «Художественный». Вся предусмотренная законом процедура была соблюдена.

— Хорошо. Давайте подойдем к проблеме с другой стороны. Общественность волновал тот факт, что при разработке Генплана не все мнения и замечания ульяновцев были учтены. Якобы поэтому он получился неким фантастическим, ничего не имеющим общего с реальностью проектом, поскольку-де его делали люди «пришлые».

— Что значит пришлые?

— Те, кому Ульяновск не так дорог, как нам, живущим здесь.

— Я бы не сказала. Конкурс выиграл Институт урбанистики, ведущий институт России. Кстати, его главный архитектор Зоя Федулова — родом из Ульяновска. Она прожила здесь достаточно большое количество времени. И Зоя Ивановна об этом сказала на публичных слушаниях. Поэтому говорить о том, что Генплан делают пришлые люди, по крайней мере, неверно.

— Но разработчики прислушивались к советам ульяновцев? Ведь, не живя в городе, невозможно понять его своеобычность и реальные потребности.

— Да, конечно. Они учли все замечания, которые были высказаны, и все замечания были внесены. Проект несколько раз корректировался. В частности, был увязан проект по пойме реки Свияги. Много конкретных замечаний и по транспортной схеме, по застройке как в центре города, так и в районах. Для окончательной корректуры мы с Клейменовой (главный архитектор Ульяновска. — Ред.) выезжали в Санкт-Петербург. В числе последних поступили замечания от главного эколога Андрея Борисовича Салтыкова, в том числе и по оползневой зоне. И вопрос был снят.

— То есть вы считаете, что Генплан, который был принят гордумой в июне, идеален?

— В принципе, да. Это — нормальный рабочий документ, по которому надо работать дальше. Скажу еще следующее. Дело в том, что Генеральный план — это документ макрохарактера, который предусматривает лишь функциональные зоны, или, как мы говорим, — зонирование территорий. Что это такое: в документе просто указано, что и на каких городских территориях будет развиваться. Здесь — жилищная застройка, здесь — промышленная, а там расположится рекреационная зона и так далее. Следующий этап проектирования — это проекты планировки территории, то есть более детальный проект, где уже видно почти все. Если это, допустим, общественно-деловая зона, то уже будет видно, какие именно объекты на ней возведут.

— А сейчас на Генплане этого не видно?

— Конечно, нет. Поэтому так уж волноваться по поводу того, что принят Генплан, не надо. И никаких там глобальных супернарушений нет. Кстати, проекты планировки территорий тоже подлежат обязательным публичным слушаниям. Пожалуйста, высказывайтесь, вносите свои предложения и замечания.

— Видимо, не все будет делаться сразу. В Генплане обозначены ближняя и дальняя перспективы?

— Естественно. Новый Генеральный план разработан на две очереди. Первая рассчитана до 2015 года. Вторая, перспективная, — уже до 2025-го. А сейчас… В соответствии с Градостроительным кодексом в течение ближайших трех месяцев должен быть разработан план реализации Генерального плана города. Там-то и должно быть отражено, какие проекты будут разрабатываться в первую очередь. Это может быть (что так сильно волнует всех) проект планировки центра города. Это может быть и проект благоустройства поймы реки Свияги. Или — Заволжский район. Генплан — это долгосрочная перспектива на 20 лет. И поэтому весь шум, вот эти непонятные «окологенплановые» обсуждения, на мой взгляд, они беспочвенны. Генплан –это лишь первое слово, основной документ. А дальше будем работать и четко все пропишем.

— Много вопросов было по поводу исторической части Симбирска.

— Скажу сразу: никто не собирается сносить никакие памятники истории и культуры. Есть в центре города территория заповедника «Ульяновск — родина В.И. Ленина». И без согласования с руководством заповедника на его территории никто ничего строить не намерен. Кстати, в горархитектуре есть письменное положительное заключение по Генплану от Зубова, директора заповедника. История и современность будут гармонично сосуществовать в Ульяновске. Если взять европейские города, то там сплошь и рядом сосуществование зданий, построенных в разные времена и эпохи. Каждое поколение оставляет за собой свой след.

— Будут ли учитываться архитектурные особенности города при новом строительстве?

— Конечно, если это произойдет вкрапление в среду. Это будет рассматриваться на градостроительном совете.

— Построят ли небоскребы? Это тоже волнует некоторых горожан.

— Здания в 24 этажа — да, но не небоскребы. 24-этажные строения — это просто доминанта, то есть здания, которые будут доминировать над той или иной территорией. Чтобы строить небоскребы, нужна специальная пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров в высотных зданиях. У нас ее нет.

— По транспортным развязкам больше всего нареканий общественности вызвало метро.

— Метро никто строить не предлагает. А то, что предусмотрено Генпланом, это — скоростной электротранспорт. Частично подземный, но — в основном — надземный. Как в Москве, на ВДНХ.

— Чтобы разгрузить автомобильные дороги?

— Да, для решения транспортных проблем. Например, для доставки пассажиров из нового города в правобережье по новому мосту. Мост строится в двух уровнях. На нижнем как раз и будет проходить линия скоростного электротранспорта. Это — совершенно реальная вещь. Но не ближняя перспектива.

— По мере корректировки Генплана то и дело возникала мысль о том, что не нужно развивать Ульяновск вширь. Дескать, и в нынешних границах достаточно места для застройки.

— Ничего подобного. Внутри города свободного места уже нет. А расширение идет за счет увеличения обеспеченности жилой площадью на одного жителя. В соответствии с общероссийскими тенденциями и национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Вы знаете, что сейчас на каждого ульяновца приходится по 18 метров общей площади. А в Генеральном плане заложено 35 метров. То есть это — улучшение жилищных условий.

— Во время «прямой линии» с министром строительства Валерием Малиновским прозвучал вопрос о необходимости снесения старого, ветхого жилья и строительстве нового на таких улицах, как Ефремова. Предусмотрено ли это Генпланом?

— Да, предусматривается. Есть такие районы, которые подлежат сносу. Например, улица Автозаводская. Более того, сейчас эти улицы уже под него формируются.

— В какие сроки это может произойти?

— Я думаю, что в течение двух-трех лет. Необходимо как можно быстрее войти в соответствующую федеральную программу.

— Но не все в этом заинтересованы…

— Я думаю, что в связи с приездом в Ульяновск министра регионального развития РФ Владимира Яковлева эта работа сдвинется с места. Областные и городские власти видят цель — войти в программу «Ветхое жилье». Значит, все у нас получится.

— Итак, Генплан — не догма, не директива?

— Конечно, в конце концов, сюда можно и изменения вносить, если это потребуется. Но я считаю, что лучше сегодня более детально, с учетом интересов разных слоев и групп населения разработать проекты планировки территорий, чем потом вносить в них изменения.

— Мы довольно много говорили о плюсах нового Генплана. А есть ли у него, на ваш взгляд, минусы?

— Нет.

— А как же перенос заводов? На месте нынешних «Контактора» и «Утеса» мы видим зоны общественно-деловых центров. А куда же в таком случае денутся сами эти предприятия?

— Они будут перенесены в промышленные зоны. Не завтра, конечно. Но это не минусы проекта. В соответствии с Градостроительным кодексом промышленные предприятия не могут находиться в центре города. Земля здесь дорогая, и она должна более успешно работать на город. Я думаю, что перспективы у города хорошие. Уже через несколько лет Ульяновск будет гармоничным, развивающимся мегаполисом с хорошими жилыми районами, рекреационными зонами, со стадионами, со всем тем набором услуг и инфраструктуры — социальной, транспортной, инженерной, которые необходимы для жизни города.

Источник: “Народная газета” №57 от 2.08.2007