Правительство Ульяновской области собирается утвердить уникальный документ – программа по улучшению питьевой воды, которая призвана обеспечить населению иной уровень жизни. Время ее выполнения – до 2010 года. Те, кто знаком с документом, говорят, что это революция, которая обеспечит каждой деревушке цивилизованную систему подачи питьевой воды. Благодаря этому, население избавится от многих болезней, так как очистка воды сегодня не может избавить нас от “передозировок” солей кальция, марганца, железа и прочего, что сильно ухудшает химический и бактериологический состав.

Цена программы, разработанной областной властью, приближается к 3 миллиардам. Только 2007 год “просит” на эти цели 783,4 млн. руб. Ясно, что областной бюджет такое не потянет. Надежда на софинансирование Федерального центра, вполне реальна. Власть, засучив рукава, взялась сама за дело и положение с питьевой водой в регионе начало меняться. Во времена социализма дело ограничивалось небольшой реконструкцией водопроводов в глубинке.

Водопроводы – ветераны

Недавно губернатор Сергей Морозов попробовал питьевую воду в Павловке, которая впервые за всю историю поселка появилась в жилых домах. Раньше люди получали ее по старому водопроводу (из емкостей типа колодцев), возраст которого исчисляется с 1885 года. В 1961-м в райцентре была запущена в строй вторая очередь водопровода – по сути, воду из родников качали насосами. Но это не обеспечивало население питьевой водой по нормам. Радикально ситуация изменилась только сейчас, когда в строй ввели уникальную технологию водоснабжения, что позволило подавать питьевую воду с Шихан – горы. Радости по этому случаю у павловцев было больше, чем при подключении к газовой трубе.

Особая боль для областной власти – Радищевский водоканал. Его протяженность 292 км, он охватывает еще и Новоспасский, и Старокулаткинский районы. В самом Радищево источников воды нет. Есть озеро – родник, которое нельзя использовать. Строительство водопровода, начатое в 60-ые годы, не решило проблему до конца. В последующие десятилетия проводился только выборочный капитальный ремонт водопровода. Благодаря хроническим его прорывам, на многих участках образовались озера, заросшие густым камышом. Где – то затапливались посевные площади.

Только в 2006 году в оздоровление водопровода – инвалида, область впервые вложила 7,5 млн. руб., заменив проржавевшие металлические трубы на полиэтиленовые. Ситуация изменилась на глазах: исчезли озера, были спасены посевные площади. А «здоровый» водопровод – это здоровье населения.

Вторая головная боль – водопровод в Сенгилее, «старичка» построили аж в 1879 году. Реконструкция скважин активно шла с 1955 по 1991 годы, но итог таков: на сегодня Сенгилей, у которого под боком Волга, берет воду из уличных колонок, колодцев, частных скважин. Это весь набор услуг по питьевой воде.

Водопровод в Сурском хоть и построен в 1959-м и реконструировался в 70-ые, однако на сегодня степень его износа – 100 процентов. В «авторитете» у населения все те же колодцы и скважины. Больше похвастаться нечем.

Колонки да колодцы…

Хотя внешне ситуация с водой в регионе у нас вполне благополучная. С учетом Ульяновска, Димитровграда и Барыша, более 50 процентов систем водоснабжения, носят цивилизованный характер. Менее 30 процентов – это не централизованное водоснабжение, без полного комплекса очистных сооружений, где воду пьют из уличных колонок и колодцев, куда она поступает самотеком из каптажей и артезианских скважин. Эти 30 процентов и требуют самых больших затрат, обозначенных в областной программе.

С глубинкой не пошутишь: в апреле 2006 года в селе Барановка Николаевского района, по решению суда, была запрещена подача воды населению. Санитарная служба обнаружила в ней вирусную инфекцию. В течение полутора месяцев был проведен комплекс мероприятий по очистке источника. Однако это не гарантия, что вспышек не будет в других местах, где подача воды – это проблема.

Все дыры не залатаешь

Сейчас население платит за воду дорого, потому что не проходит дня, чтоб не латали дыры в проржавевших трубах. Старая система водоснабжения в области – дороже каменного моста. Замена ее на новую, даст возможность привлечь к решению проблемы с питьевой водой частные инвестиции, а где-то передать отремонтированные водопроводы в частные руки, так как вода в рыночных условиях, самый что ни на есть ходовой и выгодный товар.

Бюджет региона не потянет постоянные заботы о латании дыр. Сельские поселения, не имея доходов, – не помощники в продвижении жизненно-важного дела. Меж тем проблему качества воды не сбросишь с плеч, так как от нее зависит здоровье населения области. Программу по качественной питьевой воде надо воплощать в жизнь.