В июне жители села Урено-Карлинское Карсунского района увидели в небе самолет, опрыскивающий находящееся рядом пшеничное поле. А через несколько дней все овощи, кустарники и несколько деревьев на их огородах погибли. Люди остались на зиму ни с чем…
Отрава
Началось все с того, что жителей села Урено-Карлинское поразило странное марево, нависшее над землей.
– Вы знаете, дымка была мутная, как туман. И пахла тяжело, как залитая водой гарь. Было противно дышать – воздух влажный как в бане, – рассказывает Юрий Александров. – Тут зять с огорода бежит и кричит: мол, там самолет летает и чем-то поливает пшеничное поле, которое начинается прямо за нашим домом, а ветер к нам дует, вот мы и задыхаемся. Выбежали с ним из избы и понеслись туда. Тут самолет над нами как раз пролетел, разворачивался. Мы кричим, мол, чего, гад, делаешь, чем на нас льешь, а он не слышит и продолжает круги нарезать. Мы в дом забежали, окна закрыли и стали ждать завтрашнего дня…
Пришла беда, отворяй ворота
Когда люди вышли утром в огороды, от ужаса встали как вкопанные: там, где еще вчера зеленели овощи и кустарники, чернели лишь обгоревшие остовы растений.
– Они все пожелтели и высохли за одну ночь. Представляете, какой кошмар! Даже крапива сдохла вся, а она ведь, ой какая живучая! Да и черт с ней, с крапивой, у нас все погибло, все посадки – восклицает Юрий Александров.
– Капуста сначала скукожилась, как гофрированная стала, а потом и вовсе высохла. Только три кустика осталось, но не выросли, кочанов нет. Какие высадили в начале лета, такие и стоят, – продолжает Юрий. – С яблони все завязи опали. Правда, на некоторых деревьях они остались, и там стали яблоки потихоньку наливаться, мы было вздохнули с облегчением, но зря… Они тоже осыпались, двумя неделями позже. Клубника как раз уже краснеть начинала, так тоже вся высохла! Ее вообще выдернуть пришлось, да выкинуть.
– Помидоры, огурцы – все погибло, все сгнило. Вот, заново высаживали, да неизвестно, успеют созреть или нет – холода ведь вот-вот наступят! Один репей как рос, так и растет, – тревожатся жители села. А вся зелень, трава, которую вы сейчас видите, уже заново выросла, июньскую пожгло всю. Зрелище было, словно после пожара! В общем, остались мы только с морковью да картошкой, – сетуют люди. Выжили только «подземные» культуры. Да и то, не все. Лук тоже пропал, а тот, что остался, весь мягкий, как парной, есть невозможно – резиновый на вкус, словно калошу разжевать пытаешься! Многие его даже собирать не стали. Мы с женой каждый год на трассе по 70 ведер продавали, – рассказывает один из сельчан, – а сейчас хоть бы себе десяток набрать!
Виноват местный Фермер?
Сельчане уверены, что все их беды – из-за отравы, которой поливали луга.
– Подумайте сами, – продолжает Юрий Александров, – у нас не по всей деревне мор, а только наша улица пострадала, дворов
30-40 с краю деревни, которые располагаются со стороны того самого поля и лугов. А те люди, что от нас через дорогу живут, урожай спокойно собирают и в ус не дуют. А у нас все, что осталось на зиму – морковь да картошка. Да что про зелень говорить, когда деревья некоторые погибли.
По рассказам жителей Урено-Карлинского, поля с пшеницей отравой поливал местный фермер. Люди не знают точно, что это за вещество, но поговаривают, что оно внесено в разряд опасных, и распылять его можно только на расстоянии трех километров от жилья. Об этом одной из жительниц села поведал водитель фермера. Якобы, узнав, чем надо поливать поля, он из страха перед правоохранительными органами отказался распылять отраву. Боялся, что если все вскроется, его могут привлечь к ответственности.
Тогда предприниматель нанял самолет и с помощью авиации опылил неизвестными химикатами свою пшеницу, а заодно и огороды сельчан…
Пострадавшие люди по разному восприняли ситуацию. Одни машут кулаками и кричат, что если еще раз увидят этот «чертов самолет» над своими домами, то просто будут по нему стрелять из ружей. Другие, которых большинство, тихо плачут по ночам в подушку.
– Понимаете, – вступает в разговор соседка Александровых, Татьяна Владимировна, – мы же ничего сделать не сможем. Кто нас будет слушать? Мы же, крестьяне, народ бесправный. Кто нас защитит, у нас ведь денег нет. Никто и разбираться не пытался, бесполезно это. Так, народ гудит потихоньку, но все это между собой, а по инстанциям, понимая бессмысленность этого шага, никто не пошел…
Кто ответит за этот беспредел?
– Кто нам компенсирует улетевшие в трубу деньги?! – задает вопрос Георгий Овечкин. – Кто нам заплатит за «потерянные» семена? Кто вернет моей жене усилия, которые она затратила на четырех-разовую прополку семи соток лука? Кто мне компенсирует 20 тысяч, которые я должен был получить с его продажи? А соседи-пенсионеры, они же живут с огорода! Они же всю зиму едят, что летом выкопали и собрали! Нам что, всем с голоду помирать? Да, себе фермер хорошо сделал – пшеница замечательная у него растет. А нам теперь как быть?
Кстати, некоторые жители злополучной улицы, несмотря на опасения, которые вызывает качество и безопасность овощей, все равно продают их на трассе и вполне возможно, травят этими овощами тех, кто их покупает. А что еще делать людям? Деньги нужны. Им есть хочется, надо запасы готовить, ведь зима их ждет голодная…
P.S: «Молодежная газета» обращается к природоохранной прокуратуре с просьбой разобраться в ситуации, которая сложилась в Урено-Карлинском. Выяснить, что же все-таки за вещество распылили над домами людей? Мы просим Управление Роспотребнадзора по Карсунскому району выяснить, насколько безопасно употреблять в пищу морковь и картошку, которые удалось собрать селянам? И последнее. Это уже вопрос к главе Карсунского района: по должен компенсировать людям материальный ущерб в связи с гибелью их урожая?