О том, что Ульяновск на всю Россию прославили юные математики, мы узнали случайно. Этим летом Фонд «Династия» провел IV Всероссийский конкурс учителей математики и физики. В числе его победителей оказался и Леонид Самойлов, доцент УлГУ, преподаватель математики в специализированных классах трех школ города, руководитель одного из лучших в стране кружков математики.

– Леонид Михайлович, неловко признаваться, но новость, что Ульяновск славен юными математиками, которую нам сообщили из Фонда «Династия», удивила.

Наверняка многие наши земляки об этом не подозревают. Давно это у нас?

– Нет, к сожалению, за несколько десятков лет, что проводятся олимпиады по математике, Ульяновская область практически никогда не фигурировала даже в числе участников Всероссийского финала. Все изменилось, когда начал работать кружок. Мои ребята на финале всероссийской олимпиады по математике получили пять дипломов, на финале всероссийской олимпиады по информатике – три, на олимпиаде Приволжского федерального округа девять дипломов, на областной олимпиаде почти каждый год восемьдесят-девяносто процентов победителей – мои ученики. Победы можно было бы перечислять и дальше, это Кубок памяти Колмогорова – неофициальная командная олимпиада России по математике, Российский фестиваль юных математиков, Турнир городов, Уральский турнир… В прошлом году мой ученик стал запасным в сборную России на международную олимпиаду по математике, другой – запасным по информатике.

– Почему вдруг появилась идея создать кружок?

– Идее предшествовала достаточно обидная ситуация. Когда я первый раз был членом жюри олимпиады Приволжского округа, то от одного из своих коллег услышал: «Владимир Ильич Ленин, видно, все соки из земли симбирской высосал, и с тех пор там не рождалось ни одного умного ребенка». Меня это задело, хотя я понимал, что этот человек утрированно имел в виду: наша область показывала самые низкие результаты по математике в федеральном округе и один из самых плохих в стране. Тогда я и решил организовать кружок.

– Слово «кружок» как-то не очень звучит…

– Да, «кружок» звучит скромно, но он объединяет детей с исключительными способностями, часто даже с талантом. Из трехсот-четырехсот вступительных работ я отбираю семьдесят. Потом проходит еще один тур, и остается тридцать учеников. А в итоге кружок заканчивают человек десять. Мы не занимаемся чем-то вроде углубленного изучения школьной математики.

Абсолютно нет. На кружке рассматриваются вещи из математики большой, имеющие отношение к современному состоянию этой науки. Это весьма глубокие идеи. Весь состав того кружка, который я уже выпустил, учится на мехмате МГУ.

Дети очень сильные, большинство из них были приняты даже без вступительных экзаменов.

– А какая перспектива у математика такого уровня?

Занятие наукой?

– Это одна из перспектив.

Кто-то займется программированием. У нас много специалистов, которые разбираются в компьютерах, но серьезных программистов, разбирающихся в сложных алгоритмах, мало. А они ценятся, в особенности на Западе. Такие ребята едут работать в «Майкрософт», в другие серьезные корпорации.

– Чтобы добиться успеха в математике, что важнее способности или трудолюбие?

– Во-первых, конечно, способности. Если их нет, то дальше и говорить не о чем. Но они разовьются только тогда, когда к этому будет приложен большой труд. Наверное, так: десять процентов – это способности, девяносто – труд.

– Юный математик представляется очень замкнутым молодым человеком. Эдакий очкарик, который погружен в себя и грызет карандаш… – Неверное это представление. У меня в кружке не так давно занимались два чемпиона области по карате, а сейчас – победитель областного конкурса песни. Есть победители литературных конкурсов, конкурсов, связанных с компьютерами… Это разносторонне развитые дети, творческие натуры. Осознание серьезных математических идей не терпит наскока, но требует долгой осады. Это не значит, что нужно сидеть за столом сутками не вставая. Можно в это время играть в футбол, куда-то ехать, но подсознание параллельно работает… – Понятно, что испытывает художник, который пишет полотно, или композитор, который сочиняет музыку. Что испытывает человек, который столько времени, сил отдает большой математике?

– Правильная, в общем-то, аналогия. Что делает композитор? Он чувствует, что у него в душе. И пытается это выразить.

Математик делает примерно то же самое. Ему интуиция подсказывает какие-то вещи, смутные, туманные. И он пытается какимто образом их формализовать, приложить к решению каких-то задач. Порой это получается. Это тоже творчество.

– И что такое математическое мышление или ум?

– По этому поводу написано много книг как самими математиками, так и психологами.

Иногда говорят, это ум, который может подмечать скрытые аналогии между такими вещами, между которыми, на первый взгляд, никаких аналогий нет и быть не может. А суперхороший математик – это тот, кто находит аналогии между аналогиями.

– Это распространяется только на науку, или в быту такие способности тоже могут быть полезны?

– Если голова на плечах есть, то она нигде помехой не будет.

Хотя известны случаи, когда великие математики не могли устроить свою жизнь хоть скольконибудь комфортно, жили в нищете.

– Вы со своими кружковцами всегда в роли учителя, или приходит время, когда решаете задачи на равных?

– Цель хорошего образования в кружке – в средних классах так поднять уровень ребенка, чтобы в дальнейшем он какие-то вещи понимал лучше учителя. Например, Саша Красильников, который стал запасным в сборную России по математике, уже в десятом классе геометрию понимал так, как я ее и на один процент не понимаю. Разумеется, дальше я у него учился, а не он у меня.

– Как Вы оцениваете преподавание математики в школе?

– Я могу только присоединиться к мнению большинства специалистов, ученых. Если сравнивать советскую школьную программу по математике с современной, то достаточно сказать, что советский троечник знал, а точнее, понимал больше, чем нынешний среднестатистический отличник. Те, кто закончил школу двадцать лет назад, сейчас помогают своим детям решать задачи. Не могу представить, что сегодняшний медалист через двадцать лет будет на это способен. Детей теперь учат работать по алгоритму, и они даже не задумываются, в чем смысл производимых манипуляций с числами или буквами. Это не в упрек учителям, так составлены программы. Моя работа и работа моих коллег из других регионов – это попытка сохранить элитное образование в России.

Например, сейчас на мехмате МГУ большинство студентов бывшиевыпускники таких кружков, как мой. Когда они были школьниками, то много раз в год встречались на турнирах, олимпиадах, в летних школах.

– Кажется, Вы пытаетесь решить большую задачу малыми силами… – Бывает обидно, когда мамы или учителя приходят ко мне с просьбой взять в кружок хорошего ребенка. Я вижу, что ребенок действительно способный, но взять его не могу. Я набираю детей пятого-шестого класса и веду их до выпуска.

Нынешний состав кружка работает уже третий год. Ребята, которые хотят к нам присоединиться, какими бы способными они ни были, уже безнадежно отстали от сверстников. Если бы в нашей области был хотя бы еще один человек, который занимался бы аналогичной работой, то у талантливых детей было бы больше возможностей реализоваться.

– Почему же нет еще одного такого?

– Я шесть лет занимался кружком, как говорится, на общественных началах. Сейчас работаю при областном Дворце детского творчества и даже получаю зарплату, положенную по штатному расписанию. Эта сумма примерно в пятнадцать раз меньше той, которую можно за то же время заработать репетиторством. В общем-то, этих денег хватает только на маршрутку. Вместе с тем работа с одаренными детьми у меня занимает времени больше, чем работа в специализированных классах трех школ. Формально мы занимаемся три раза в неделю по три часа, но на продумывание каждого занятия и составление листков для детей уходит несколько дней. Желающих работать на таких условиях сейчас немного.

– Но именно сейчас у нас в области особенно горячо говорят о необходимости поддерживать талантливую молодежь…

– Когда я приезжаю на всероссийские турниры, только и слышу, сколько всяких интересных мероприятий, математических боев, математических регат, математических праздников, олимпиад проходит в других городах. Может быть, у нас в области поддерживают талантливых танцоров, музыкантов… Но что касается математики, физики, химии, информатики, то ничего не происходит, ни одного общегородского мероприятия за десять последних лет. Наши талантливые дети, как правило, не могут даже выехать на общероссийские турниры. В соседних регионах на такие дела легко находятся спонсоры, причем поддерживаются более слабые по сравнению с нашими школьники. У нас дети ездят за свой счет, вернее, за счет своих родителей.

Или вынуждены в последний момент отказываться от поездок, потому что нет денег. И при этом со всех турниров мы всегда приезжали с дипломами. Я знаю, что родители моих ребят обращались за спонсорской помощью ко многим известным людям в нашем городе, но получили приблизительно такой ответ: были бы вы спортсменами или кавээнщиками… За семь лет единственный человек оказал нашему кружку помощь не на словах, а на деле – это Анатолий Георгиевич Еленкин (гендиректор АО «Ульяновскмебель». – «СК».).

– Вас часто приглашают работать с детьми в другие регионы и на других условиях. У Вас нет мысли все бросить и уехать отсюда совсем?

– Нет, я об этом не думал… Да, предложений много, например, летом приглашали работать со школьниками в Кировскую летнюю школу, Казанский и Санкт-Петербургский лагеря… В Кировской школе я много лет один из ведущих преподавателей. Показательно, что в Ульяновске своего лагеря ни по одному предмету нет.