“Если извлечь из трупа недавно погибшего человека сердце и пропустить через его сосуды питательную жидкость, обогащенную кислородом, оно может некоторое время сокращаться вне организма». Думаете, это отрывок из пособия для маньяков и расчленителей? Нет, это цитата из школьного учебника по биологии за 8 класс под редакцией Драгомилова и Маш.

РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В ШОКЕ

Распечатки из этого и нескольких других учебников принесли в редакцию «МГ» возмущенные родители школьников, получивших накануне 1 сентября новые учебники. Возглавлял делегацию многодетный отец и председатель организации «Родительское собрание» Константин Долинин.

Родителям действительно было чем возмущаться. Вот учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5-й класс, где в пример приводится сказка про волка и семерых козлят. Детей спрашивают, почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Им нужно выбрать верный вариант ответа, среди которых: «Дверь была недостаточно железной». Интересно как это – «недостаточно железной»? В другом учебнике по ОБЖ автор советует в случае опасности хватать стол и наносить противнику «тычковые удары ножками стола» или «махать им вправо и влево, расчищая путь к выходу». При прочтении таких перлов хочется смеяться и плакать одновременно. Еще один шедевр уже с криминальным уклоном – текст для перевода в учебнике немецкого языка за 10-11 класс под редакцией Ворониной и Карелина рассказывает о школьнице Юлии, которая уже три года встречается с мужчиной старше ее, а несколько месяцев назад стала жить с ним вместе. Вообще-то, совершеннолетие наступает в России с 18 лет, и то, что подается здесь как нормальное явление, является уголовным преступлением – растлением малолетних.

Учитель русского языка из Чер-даклинской средней школы №1 Юлия Мочалова специально занимается тем, что собирает ляпы из учебников, по которым вынуждена преподавать предмет. Она говорит, что относится к ним с юмором и пытается привить такое же отношение и ученикам. Если заострять на всех ошибках внимание, то можно подорвать авторитет школы, и тогда детей не заставишь относиться к обучению серьезно.

Иной способ борьбы с ошибками изобретен в 62 школе города Ульяновска. Прежде чем начать заниматься по учебникам химии и алгебры, учителя диктуют ученикам страницы, где есть ошибки и правильные варианты недочетов.

СИСТЕМА «НИППЕЛЬ»

Во времена Советского Союза учебники, предназначенные к использованию в учебных заведениях, рецензировали эксперты, отбор которых проходил очень тщательно. Рецензирование приравнивалось к делу государственной важности. Несколько лет назад существующая система была разрушена. Ученые из академии наук пишут рецензию, в академии образования смотрят с точки зрения методики преподавания. Найти инстанцию, в которой именно не «доглядели», очень сложно.

Выпускать учебники может любое издательство, а чтобы успеть к первому сентября снабдить школы именно своими книгами, предприниматели ускоряют процесс проверки учебников, давая взятки. Ученики становятся жертвой элементарной гонки за прибылью!

После того, как учебник попал на парту, изменить уже ничего нельзя. Даже если в нем найдены серьезные ошибки. Дело в том, что учебники утверждаются Министерством образования сразу на… 6 лет. И никакие жалобы учителей и родителей не имеют значения! Диктующие моду и «подмазывающие» всех и вся издательства не заинтересованы в их замене!

По мнению экспертов, более 80% школьной литературы содержат фактические ошибки, не говоря о многочисленных нарушениях орфографических и грамматических правил русского языка. Проблема? Да. Но как ее решать при существующем положении вещей – неизвестно.

Вот и получается, что вся забота нашего государства о школьниках – обсуждения проблемы сборов в школу, горячих обедов, подвоза учеников до учебных заведений только часть большой и сложной проблемы. Решаются только организационные проблемы. Но никто не хочет задуматься не только над тем, как учить, но и ЧЕМУ учить. Это просто не выгодно…