В последнее время в связи с реализацией на территории нашего региона приоритетного национального проекта развития АПК значительно возрос интерес общественности к проблемам областной потребительской кооперации. И это, конечно, далеко не случайно. На протяжении всего советского периода потребкооперация была практически единственной формой организации торговли и сферы услуг на селе, и даже сегодня, если внимательно разобраться, у кооператоров в сельской местности нет серьезных конкурентов. Почему же тогда развитие потребительской кооперации в Ульяновской области серьезно «пробуксовывает»? Что мешает этому раз-витию?

Не так давно губернатором Сергеем Морозовым была создана специальная рабочая группа по подготовке предложений по стимулированию развития ульяновской потребительской кооперации. Сегодня мы беседуем о проблемах ульяновских кооператоров и возможных путях их решения с членом этой группы, председателем правления потребительского общества УЗМВ «Волжанка», депутатом ЗС области Михаилом Горшковым.

– Михаил Александрович, чем вы объясняете для себя то, что именно сейчас на столь высоком уровне поднят вопрос о необходимости поддержки и развития потребительской кооперации в области?

– Потребительская кооперация всегда была нужна нашему селу, однако в настоящее время необходимость в эффективно работающих ее структурах стала особенно острой. Не надо забывать, что впереди у нашей страны вступление в ВТО. К чему оно приведет? К значительному повышению цен на энергоносители. Легко себе представить, как это отразится на нашем сельском хозяйстве. Сейчас селу, как никогда, требуется целостная система, объединяющая торговлю, переработку, производство, закупку продукции крестьянских подворий. И такая система есть – это потребительская кооперация. Это именно система – то, что теряется в каком-то одном ее звене, легко может быть восполнено в другом. Необходимо всего лишь дать потребительской кооперации новый импульс к развитию – и она поможет всему агропромышленному комплексу.

– Однако существует мнение, что будто бы кооперативы регулярно проигрывают в конкурентной борьбе частнику. Вы проработали в системе потребительской кооперации свыше четверти века, – как вы оцениваете подобное мнение?

– Я его не разделяю. Хотя бы потому не разделяю, что некому проигрывать. И если сегодня ульяновская потребительская кооперация переживает не самые лучшие времена, то это связано не столько с объективными, сколько с субъективными факторами. Понесенные ею потери легко могут быть восполнены при правильной организации ее работы.

– А что для этого необходимо? Может быть, определенные действия со стороны органов государственной власти?

– Во многих регионах уже давно работают специальные целевые программы развития потребительской кооперации. В нашей области такой программы пока нет. Сейчас, после создания рабочей группы по подготовке предложений о развитии потребкооперации, появилась надежда на раз-

работку и принятие подобного нормативно-правового акта. Во всяком случае, по итогам последнего заседания этой рабочей группы губернатором был утвержден план совместных мероприятий по поддержке предприятий потребительской кооперации со стороны органов государственной власти Ульяновской области. И в нем предусмотрена разработка до

конца 2007 г. проекта программы «Развитие потребительской кооперации Ульяновской области на 2008-2010 гг….

– Как вы считаете, что следовало бы предусмотреть в данной программе?

– Свои предложения я некоторое время назад изложил в письменном виде и направил на имя Сергея Ивановича. Должен сказать, что многие из них были учтены в губернаторском плане совместных мероприятий по поддержке предприятий потребительской кооперации со стороны органов государственной власти. Там, в частности, оговорено, что в программе развития областной потребкооперации должно быть прописано понижение ставки налога на прибыль для кооператоров до 13% (речь, разумеется, идет о той части налога на прибыль, которая направляется в областной бюджет). Оговорены налоговые льготы для кооператоров по транспортному налогу на ту технику, которая доставляет товары в отдаленные села и деревни, льготы по налогу на имущество – в отношении тех объектов социально-культурной сферы, которые используются организациями потребкооперации для нужд образования.

Оговорены также меры поддержки молодых специалистов потребкооперации, кадрового обеспечения программы, сохранения на селе кооперативных хлебопекарен. Все это я также предлагал в своей записке на имя губернатора. Отрадно, что руководство области всерьез взяло курс на возрождение ульяновской потребкооперации.

– Вы сами верите в возможность такого возрождения?

– Верю. Не стоит забывать, что даже в советские времена жесткой плановой экономики кооперация была одним из немногочисленных очагов если не рыночных, то почти рыночных отношений. Можно посмотреть и на мировой опыт – кооперативы действуют на территории всех стран мира, в их рядах объединено свыше 800 млн. человек. В такой, например, развитой стране, как Швеция, являющейся общепризнанным мировым лидером по уровню жизни населения, каждый четвертый житель состоит членом кооператива.

Так что потребительская кооперация является не только вполне жизнеспособной, но и перспективной формой хозяйствования. Нужно лишь, чтобы в ее структурах трудились честные, грамотные, любящие свое дело и знающие нужды села люди, дружно работающие ради единой цели.