В начале недели были обнародованы данные эпидемиологической ситуации в Ульяновской области за первое полугодие 2007 года. Откровенно поразил специалистов рост числа выявленных ВИЧ-позитивных. О причинах опасной тенденции, лечении и профилактике СПИДа, жизни ВИЧ-инфицированных корреспондент «Симбирского курьера» беседует с главным врачом областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Софьей Ибрагимовой.

– Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости СПИДом в области продолжает оставаться сложной. Вновь выявленных ВИЧ-позитивных в первом полугодии текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года оказалось на 30,8 процента больше.

Каково же количество больных СПИДом в регионе сегодня, и насколько официальная статистика отражает реальное положение дел?

– На сегодня на территории Ульяновской области выявлено 8665 ВИЧ-положительных людей, из них 8 тысяч – ульяновцы. 900 человек от иммунодефицита умерли. По поводу вычисления реального количества зараженных существуют разные мнения, вплоть до умножения официальной цифры в 13 раз. На мой взгляд, число зарегистрированных – это половина или треть от общего числа больных СПИДом.

– В чем, на Ваш взгляд, причина продолжающегося распространения этой страшной болезни, ведь все последние годы проводится большая информационная работа?

– Действительно, на тему СПИДа говорится немало. Проблема в том, что молодежь все это по-прежнему не слушает, демонстрирует какую-то отстраненность от проблемы: «Это есть, я знаю. Но меня это не касается». Другая проблема в том, что все последние годы лечения ВИЧ по большому счету не велось. Выделяемых из бюджета средств, откровенно говоря, хватало лишь на профилактику и лечение ВИЧ-инфицированных беременных женщин. Но сейчас, с реализацией национального проекта «Здоровье», положение меняется. До конца этого года региону обещано 128 миллионов рублей на приобретение антиретровирусных препаратов и диагностических тест-систем, плюс еще около 40 миллионов – на диагностическое оборудование. Все это позволит до конца года обследовать на ВИЧ-инфекцию более 170 тысяч человек. Но опять же понадобится некоторое время для того, чтобы каждый ВИЧ-позитивный реально почувствовал на себе заботу государства. Особая ситуация – в районах области. Низкий уровень жизни часто выливается в то, что люди, нуждающиеся в диагностике или лечении, не могут приехать в СПИД-центр из-за не-

хватки денег. Однако это только одна сторона проблемы. В одном из районов мы решили провести эксперимент: рецепт на антивирусные препараты выписывал местный инфекционист, и больной мог получать лекарство в местной аптеке. Оказалось, что никто не воспользовался данной возможностью из-за огласки – в небольших райцентрах все друг друга знают, и люди до последнего готовы сохранять конфиденциальность.

– ВИЧ-инфицированным приходится нелегко не только в сельской местности…

– Дискриминация по отношению к ним действительно существует. Работодатель, узнав о статусе своего работника, часто старается избавиться от него. Аргументируется увольнение тем, что коллектив не желает работать вместе с ВИЧ-инфицированным, хотя истинная причина – в простом нежелании иметь у себя проблемного работника. С другой стороны, больные вправе держать в тайне свой статус, многие больные СПИДом не говорят о своей болезни даже в семье.

– В таком случае насколько высока сознательность ВИЧ-инфицированных?

– Каждый ВИЧ-позитивный, проходящий через нас, дает расписку, в которой говорится об уголовной ответственности за умышленное распространение заболевания. Подписывают документ все, но, к сожалению, часто не все условия выполняют. Мы за то, чтобы больной рассказал о своей проблеме в семье, но, повторюсь, далеко не все это делают даже по отношению к самым близким людям. На мой взгляд, напрасно. Во-первых, поддержка родных психологически помогла бы больному справиться с недугом, во-вторых, в семье могли бы следить за выполнением условий лечения, в-третьих, можно было бы избежать многих неприятностей. Известно, к примеру, несколько случаев, когда один из супругов заражал другого, не знавшего о болезни партнера. В результате последний получал смертельную болезнь да еще ложные обвинения в измене -как доказать, что заразу в семью принес не он?

– Особую тревогу у эпидемиологов вызывает заболеваемость ВИЧ-инфекцией молодых женщин – будущих матерей.

В области от ВИЧ-положительных матерей появилось на свет 870 детей.

– Здесь тоже наблюдается неприятная тенденция, связанная с увеличением доли женщин среди больных СПИДом. Если в 2001 году в 84 процентах случаев инфекция выявлялась у мужчин, то в прошлом году более половины составляли женщины. За все время в области от ВИЧ-положительных матерей появилось на свет 870 детей, из которых 23 ребенка уже умерли. Цифры эти, судя по .последним тенденциям, будут расти.

– Среди путей заражения ВИЧ-инфекцией по-прежнему преобладает внутривенный?

– И здесь ситуация изменилась. Долгое время и впрямь львиную долю больных СПИДом составляли наркоманы. В нынешнем году 72 процента инфицированных заразились половым путем. С уверенностью можно сказать и о том, что контингент больных синдромом иммунодефицита год от года молодеет. Сегодня среди ульяновцев в возрасте 20-29 лет поражен ВИЧ-инфекцией каждый 44-й, среди 19-летних -.каждый 37-й, а среди 17-летних -каждый 64-й житель области. Лидерство по количеству выявленных ВИЧ-позитивных продолжает удерживать Димитровград, где на 100 тысяч жителей приходится 970 носителей инфекции, второе место (958) занимает Новоульяновск, областной центр располагается на третьей позиции с показателем 771 инфицированный на 100 тысяч населения.

– Какими, по-Вашему, методами можно эффективно бороться с распространением СПИДа?

– Прежде всего необходимо проводить информационную работу с детьми. Часто нас обвиняют в том, что мы, рассказывая молодежи о способах предохранения, якобы развращаем ее. Хотя ни для кого не секрет, что нынешнее поколение начинает половую жизнь и в 12-летнем возрасте. Так что правильней было бы учить защищаться человека тогда, когда он еще лежит, что называется, поперек кровати.