Черный передел

Председателя сельхозкооператива взяли в плен

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ колхоза «12 лет Октября» Радию Махмутову пятеро злоумышленников без малого полчаса держали в заложниках. Они требовали, чтобы женщина освободила должность, угрожая, что в противном случае спалят все село.

Всю ночь с четверга на пятницу село патрулировали на машинах наряды милиции, а колхозники держали под рукой ведра с водой, опасаясь, что захватчики исполнят свою угрозу.

В начале июля «Российская газета» уже рассказывала о том, как жители Поповки Чердаклинско-го района Ульяновской области решили восстановить ограбленный колхоз. СПК «12 лет Октября» когда-то был процветающим хозяйством. Но после того как по рекомендации главы района они избрали председателем Азата Яруллова, все начало рушиться. За несколько лет у кооператива не осталось ничего, кроме долгов – ни техники, ни скота. Но в полном соответствии с законом сохранения вещества колхозное добро не пропало, а перекочевало на баланс ООО «Поповка», учредителем которого стал рекомендованный председатель.

Жалобы во все мыслимые инстанции ожидаемого результата не дали. Приезжали уполномоченные с проверками, но, не найдя в споре хозяйствующих субъектов ничего криминального, отбывали восвояси.

В феврале этого года, после

того как колхоз был объявлен банкротом, терпение колхозников, давно не видевших зарплаты, иссякло: созвав собрание, они избрали нового председателя – Радию Махмутову, которой поручили восстановить хозяйство из руин. Деньги на посевную собирали по дворам, даже сельская мечеть выделила немалую сумму. Вели переговоры с соседним предпринимателем об аренде техники под оплату будущим урожаем. На требование же к отставленному председателю вернуть хотя бы часть уведенного имущества тот отвечал угрозами. А однажды ночью кто-то спалил новенький арендованный комбайн. Отправили ходоков с челобитной в областное правительство, прокуратура даже начала проверку, но тогда-то и произошло пленение Радии.

– Они приехали утром на пяти машинах, – рассказывала потом сама председатель СПК. – Сначала отправились на зерноток, стали угрожать работавшим там нашим женщинам, что спалят все село. Потом приехали ко мне в правление и стали требовать, чтобы я тут же отказалась и от должности председателя, и от всех претензий к Яруллову. Продержали меня 25 минут, говорили, что изнасилуют и убьют, а село сожгут.

По словам Махмутовой, ей повезло: совершенно случайно в кабинет зашел участковый милиционер – один из немногих, кто старается защищать жителей Попов-ки. Увидев, что здесь происходит что-то незаконное, он стал выяснять личности визитеров, составил протокол. Освободившись, Махмутова в сопровождении группы колхозников направилась в Ульяновск в поисках защиты. Председатель СПК опасалась, что дальше общественной приемной губернатора ее не пустят (так уже было в июне). Хотя ситуация требовала немедленного вмешательства властей. Местное РУВД на ее заявления реагировало вяло, а нанятые колхозом охранники уволились: собственная жизнь и безопасность семей дороже.

Поэтому председателю пришлось идти на отчаянный шаг. Губернатор Сергей Морозов, несмотря на то, что находился в это время в Москве, на звонок из ульяновского корпункта «РГ» отреагировал незамедлительно, поручив министрам срочно оказать колхозникам содействие. До позднего вечера на экстренно созванном совещании у секретаря областного Совета безопасности

Владимира Малышева обсуждали с колхозниками события в Попов-ке. Всю ночь после этого по селу патрулировала милиция, а в райотделе милиции следователи поднимали уголовные дела, возбужденные по заявлениям колхозников и затем задвинутые в долгий ящик.

Так что же, инцидент исчерпан и Поповка может спать спокойно? Если бы… Даже после того, что произошло, некоторые чиновники областного правительства продолжают думать, что все это – не более чем тяжба хозяйствующих субъектов в борьбе за собственность, что «неправы обе стороны, а их лидеры используют колхозников как инструмент в защите своих интересов». Тот же чиновник высказался в том смысле, что лучшим выходом из ситуации была бы добровольная передача колхозниками принадлежащих им имущественных и земельных паев хорошему инвестору, потому как в колхозе у них все равно ничего не получится.

Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, принимавший в минувший четверг заявления колхозников, сообщил, что по всем жалобам проводится проверка. Во всем надо тщательно разбираться, сказал Зима. В то же время он отметил, что прокуратура возбуждала многие десятки уголовных дел по фактам невыплаты зарплаты в колхозах, где явно просматривалось преднамеренное банкротство со схемами увода колхозного имущества.

Десятки, если не сотни деревень и сел «спаливают» подобными преднамеренными банкротствами, словно кто-то специально расчищает площади под будущих «крупных инвесторов».