Ульяновский тренер и мэр Москвы так похожи, что столичные жители нередко их путали

70-й день рождений отметил на днях прославленный ульяновский тренер по классической борьбе Анатолий Винник. Знаменитый юбиляр охотно согласился стать очередным гостем «Беседки «КП»

Сто звонков юбиляру

– Анатолий Иванович, как прошел ваш 70-летний юбилей? Где вы его отметили? Кто поздравил?

– День рождения (9 сентября) я отметил в Ростове-на-Дону, у брата. В чисто семейном кругу. В Ульяновске торжества прошли позднее. В кафе «Улыбка», расположенном в парке имени Свердлова, собрал всех своих друзей, товарищей, многочисленных учеников. Но без жен.

– В день рождения Вы оказались вдали от дома. Наверное, телефон раскалился от многочисленных звонков из Ульяновска и других городов? И кто поздравил по телефону первым?

– Звонков, действительно, было очень много, более сотни. Телефон звонил не переставая, я едва успевал снимать трубку. В такой атмосфере я даже запамятовал, кто же позвонил первым.

– Из-за рубежа поздравления получили?

– Да, из Греции позвонил мой ученик Артем Кюрегян. Если вы помните, он несколько лет назад переехал в эту страну на постоянное место жительства. Он уже выиграл Греции бронзовую медаль на олимпийских играх.

– Можно сказать, что о юбилее знаменитого тренера Анатолия Винника не забыл никто?

– К сожалению, нельзя. Забыли меня поздравить с днем рождения руководители отечественной борьбы. Ни один представитель Федерации спортивной борьбы России не вспомнил о моем юбилее. А ведь я развиваю этот вид спорта в стране почти полвека! Не скрою, такая забывчивость была для меня очень обидна. В ближайшее время я обязательно позвоню в Федерацию и скажу нашему борцовскому руководству, как оно некрасиво поступило.

Любовь с первого взгляда

– Можно сказать, что в борьбе Вы всю свою жизнь. Чем привлек Вас этот вид спорта?

– Любовь к борьбе у меня, можно сказать, появилась с первого взгляда: в 15-летнем возрасте я впервые увидел состязания на ковре, и они меня так увлекли, что тоже решил заняться этим видом спорта. Стал усиленно тренироваться в родном Ростове-на-Дону.

– А какими судьбами попали в Ульяновск?

– Транзитом через Ленинград. В 1956 году я поехал в Ригу бороться за ростовскую команду на спартакиаде «Трудовых резервов». Занял на турнире второе место, и… приглянулся тренерам из Ленинграда. Они предложили переехать в их город, выступать за местную команду. Помогли с поступлением в институт. В вузе я получил специальность тренера и был распределен в Алма-Ату. Но до этого мне предстояло пройти преддипломную практику в Ульяновске: в роли начинающего тренера и действующего спортсмена. Когда я приехал на берега Волги, город торжественно отмечал 90-летие со дня рождения В. И. Ленина. Вместе со мной участвовать в турнире предстояло еще нескольким ленинградцам, но я был единственным борцом, носившим звание мастера спорта России. Турнир я в итоге выиграл, и тогдашний председатель ульяновского спорткомитета Феликс Козловский предложил мне остаться в городе на постоянное место жительства. А, когда получил мое согласие, похлопотал, чтобы мое алмаатинское распределение поменяли на ульяновское. Не скажу, что сразу же полюбил Ульяновск: прожив здесь год, я намеревался вернуться в родной Ростов-на-Дону. Козловский тогда смог меня уговорить остаться. И не ошибся. Теперь свою жизнь без Ульяновска я не представляю.

– Долго Вы совмещали карьеру спортсмена с тренерской деятельностью?

– Года три. Я просто понял, что нельзя делать хорошо два дела одновременно. И решил пожертвовать личной спортивной карьерой ради своих учеников.

– Какой был первый серьезный успех на тренерском поприще?

– В 1969 году сборная Ульяновска заняла третье место в командном чемпионате СССР. Раньше таких взлетов не наблюдалось. В дальнейшем ульяновская борцовская школа стала считаться одной из ведущих в стране!

Медальные Олимпиады – незабываемы

– Каков ваш главный тренерский принцип?

– В первую очередь растить из своих учеников хороших людей, а уже во вторую – добротных спортсменов. Для наставника очень важно уметь воспитывать молодое поколение. Мне в этом вопросе очень помогло… детство, проведенное в детдоме. Там были такие прекрасные воспитатели. Усвоив те детские уроки, я, став педагогом, также старался помогать своим ученикам во всех направлениях: воспитывал их, помогал получать образование, ну, и растил, как спортсменов. Ведь спортивная деятельность – короткий промежуток жизни, а вот образованность и воспитанность нужна всегда.

– Подсчитывали, сколько за свою жизнь воспитали учеников?

– Думаю, что это число перевалило за тысячу.

– За свою тренерскую карьеру вы посетили немало престижнейших соревнований. Наверное, самым запоминающимся турниром стала Олимпиада, на которой ваш ученик Виталий Константинов завоевал «золото»?

– Для меня самыми запоминающимися стали все три Олимпиады, с которых мои ученики привезли медали. Ведь и Зафар Гулиев в Атланте, и Артем Кюрегян в Афинах прославили ульяновскую школу борьбы на весь мир!

Как «Лужков» посещал кисловодское кафе

– Посетив немало стран, Вы, наверняка, познакомились с огромным количеством знаменитых личностей?

– Действительно, за свою жизнь я объездил весь земной шар, но в большинстве своем знакомился со знаменитыми личностями из мира спорта. Дело в том, что я никогда не старался выделиться и «засветиться» в каком-то звездном кругу.

– Но хоть с нынешним мэром Москвы Вы знакомы? Ведь не секрет, что Вы очень сильно похожи с Юрием Михайловичем Лужковым.

– С Лужковым лично не знаком, хотя, конечно, знаю, что мы с ним, как близнецы-братья. Даже кепки похожие носим. По этому поводу меня часто путали с Юрием Михайловичем. Один раз, например, я находился на тренировочном сборе в Кисловодске, и в свободное время отправился с друзьями в кафе. Местные посетители, увидев меня, даже заспорили – Лужков я или не Лужков. Пессимистов смущало, что это вдруг Лужкова занесло так далеко от Москвы, да еще и без охраны. Все же спорщики пришли к выводу, что перед ними московский мэр. Еще один случай был в столичном метро: несколько человек даже обратились ко мне с какими-то просьбами. А один ветеран с орденами даже заявил на весь вагон: «Вон какой у нас мэр молодец. Не стесняется даже в метро с простым народом ездить.

– Если бы вам представился шанс побеседовать с Юрием Михайловичем, о чем бы спросили московского мэра?

– Я бы спросил: может мы, действительно, братья. Ведь Лужков 1936 г.р., я – 1937-го. Я воспитывался в детдоме, может я младший брат московского мэра.