Однозначно ответить на этот вопрос, пожалуй, невозможно. Слишком много факторов должно срастись, слишком разнонаправленные личности должны обратить взоры в одну и ту же сторону. Но первые шаги к возрождению ульяновской «мекки» (в том или ином виде) уже делаются. И главный из них — поиск ответов на вопрос: чем сегодня можно гарантированно привлечь в наши края (и не только в областной центр) туристов? — идет весьма активно

Ленин жив

В прежние, советские, годы, центральной фигурой, определявшей туристический интерес к Симбирску, был Ленин. Все крутилось вокруг его имени. Посмотреть, где родился, учился, воспитывался будущий вождь мирового пролетариата, ехали люди со всего света. Согласно статданным, только за один 1985 год Ульяновск посетил 1 миллион туристов. Не то, чтобы это был некий рекорд, но цифра венчала собой последнее достижение именно туристического бизнеса постзастойного периода. В последующие годы эта отрасль экономики (кстати, не только в нашей области) стала терпеть сокрушительные поражения.

Имя Ленина больше не вызывало священного трепета. Искать другие векторы успеха было некому. Да о так называемом въездном (внутреннем) туризме вообще забыли. И прежде всего власти. Не до «бирюлек» им было. Требовалось восстановить стремительно разрушавшуюся «большую» экономику. И сегодня в области туризма, который во всем мире приносит казне и занимающимся этим бизнесом фирмам стабильно-неплохие доходы, мы, ульяновцы, имеем то, к чему вольно или невольно шли более двух десятилетий.

— В среднем, если брать последние несколько лет, — рассказал «НГ» зам. министра инвестиций и внешних связей Ульяновской области Игорь Егоров, — по данным статистики, в гостиницах нашей области регистрируется от 130 до 180 тысяч ночевок в год. Стабильно работающая в сфере въездного туризма организация по-прежнему — Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». Именно по их линии мы принимаем значительное число туристов и экскурсантов. Экскурсанты — это отдыхающие, которые приплывают к нам на теплоходах. То есть люди, на 2-3 часа выбирающиеся в город. Большого дохода от них нет.

Решаем проблемы

— Наша задача — привлечь в Ульяновскую область именно туристов, пусть на первых порах — хотя бы на программы выходного дня, — продолжает господин Егоров. — Но для этого необходимо решить целый клубок проблем. Первая — отсутствие достаточного количества комфортабельных отелей, отвечающих современным требованиям. Номера среднего уровня комфорта мы предоставить можем, а вот с гостиницами четыре и пять «звезд» — загвоздка. Остроту проблемы (если иметь дело с небольшими группами) снимают мини-гостиницы типа пансионов — на 20-30 номеров. Но их мало. Нужно строить новые отели. Вторая проблема — отсутствие комфортабельного транспорта. Первые две проблемы — гостиницы и транспорт — решаемые со временем. А сегодня перед нами встает более важная задача: чем, какими объектами, программами привлечь людей в Ульяновскую область.

Есть идеи!

— Нужны свежие идеи, — уверен Игорь Игоревич. — И они уже есть. Правительство области объявило конкурс на поддержку инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма. Определены 10 победителей грантов. Это такие проекты, как подготовка экскурсоводов для внутренних маршрутов, туры по реке Черемшан, «Плыл по Волге купец — удалой молодец», «Бессмертие подвига» для школьников, фестиваль сказочника Абрама Новопольцева в Новиковке, «Ту-144 — самолет будущего» (на базе музея гражданской авиации в УВАУ ГА) и другие. При наличии собственных средств соискатели получат из бюджета помощь в размере от 150 до 500 тысяч рублей. Это — хорошие стартовые возможности. Каждый из проектов рассчитан на перспективу. Так, мы думаем, интересным и привлекательным для туристов получится город мастеров в Новой Беденьге Ульяновского района. Это село находится на середине пути между Ульяновском и Ундорами, то есть — на известном туристическом маршруте. Что это такое — город мастеров или центр ремесел? На этой территории разместятся мастерские ремесленников. Будут производиться изделия из симбирцита, откроется филиал кузнечного двора «Корч», планируется, что со временем появятся гончарный, ткацкий и другие промыслы. Мастера своего дела будут работать и на себя, производя товары народного потребления и сувениры, и на публику. Туристы, приехав сюда, смогут не только полюбоваться искусством народных умельцев, но и попробовать свои силы в ремеслах. Это так называемые интерактивные формы музейного дела. Сегодня такие формы работы уже используются в некоторых музеях Ульяновска. И они во всем мире и у нас в стране очень востребованы. В последнее время серьезное развитие получил так называемый промышленный туризм — посещение промышленных предприятий. Это еще одно направление внутреннего туризма. Много уникальных предприятий работает в нашем регионе. Полагаю, особенно интересно это направление для школьников, студентов.

Волга-Волга

— Думаем, что сегодня абсолютно не используется рекреационный потенциал волжской акватории, — продолжает Игорь Егоров. — Мы полагаем, что он тоже будет востребован. Сейчас идет работа над созданием так называемых зеленых зон отдыха. Их планируется три — неподалеку от Ундор, на территории Сенгилеевского и Старомайнского районов. До этих зон отдыхающих будут транспортировать катерами. Мы изучали опыт соседних регионов.

В настоящее время идет подготовка бизнес-проекта по созданию большой рекреационной зоны на территории между речным портом и городским пляжем. Потребность для горожан и гостей города в этой зоне уже «перезрела».

Нужны, подчеркиваю, яркие идеи отдыха, креатив…

Чудо ты мое

Что касается креатива, то недавно в правительстве попытались, было, найти свои семь чудес света. Для справки, в античности в «семичудесный» пантеон входили: статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский, Галикарнасский мавзолей, пирамида Хеопса и храм Артемиды Эфесской. Каждое из этих чудес было самым-самым в своем роде. Самым высоким (маяк, к примеру, поднимался ввысь на 180 метров!), самым необычным (как благоухающие сады месопотамской царицы, разбитые в абсолютно голой пустыне). И заметьте, чудеса были «рассыпаны» по разным странам мирам, а не сосредоточены в одном месте. Поэтому задача — найти свои семь чудес света в Симбирской губернии — представляется пока неразрешимой, хотя и не вовсе утопической (ответ на вопрос, почему — в конце главки). Что самого-самого можно найти в отдельно взятой Ульяновской области? Да, безусловно, музей гражданской авиации бывшей ШВЛП стран СЭВ — уникален. Но вряд ли его и с большой долей приближения можно было бы отнести к некоему «чуду». Скорее, к разряду наших, доморощенных, чудес можно было бы отнести самый большой грузовой самолет в мире «Руслан». Вряд ли кто-то из туристов бросит все, чтобы поглазеть на восстановленные сооружения Симбирско-Карсунской засечной черты. Любопытно, но не более того. Безусловное чудо нашего региона — древнее Белое озеро с чистейшей водой. Ему без малого 250 тысяч лет, и образовалось оно в результате таяния ледника! Но этот проект еще требует приложения ума и фантазии. Действительно уникальны и плавающие острова озера Светлое в Барышском районе. Но и здесь еще нужно поломать голову.

А насчет древних семи чудес… В Дубае (Арабские Эмираты) их вскоре восстановят в натуральную величину. Проект называется «Falcon City of Wonders» (Фэлкон — город чудес). Он обещает стать самым большим познавательно-развлекательным центром на Ближнем Востоке. Кроме собственно «тех самых» чудес здесь будут воссозданы Пизанская и Эйфелева башни, мавзолей Тадж-Махал и другие. А вокруг парка поднимется аналог Великой Китайской стены. В Большой пирамиде обустроят жилые апартаменты и офисы. В Садах Вавилона появятся бутики, кофейни и рестораны. Александрийский маяк и Тадж-Махал станут гостиницами. Эйфелева башня — жилой резиденцией. Проект по восстановлению чудес света уже сейчас называют самым амбициозным в истории Арабских Эмиратов. Неужто мы не столь амбициозны, как саудовские богачи? Конечно, у нас нет таких средств. Но дело, думается, не в деньгах. Вначале нужна идея. Скорее всего, так было и в ОАЭ: сначала родилась задумка, а уж потом нашлись те, кто, ухватившись за нее, увидел перспективы и вложил деньги.

Маркетинг

В продолжение разговора о въездном и внутреннем туризме, его проблемах и перспективах мы побеседовали также с заместителем Игоря Егорова Владиславой Слеповой.

— Пожалуй, одна из главных проблем, мешающих развитию въездного туризма, — это наша недооценка масштаба и потенциала этой отрасли: многие относятся к туризму как к некой абсолютно несерьезной вещи, — говорит Владислава Викторовна. — Отсюда — мало желающих осуществлять идеи въездного туризма. Туристические фирмы области в своем большинстве слишком сильно стали зависимы от процента с продаж чужих, в основном иногородних и зарубежных, туров. Есть проблема «теневого» туризма. Не так давно, проводя маркетинговые исследования рынка, мы обратились к турфирмам с невинной просьбой ответить на вопросы. Лишь четвертая часть пошла нам навстречу. Честно ответили. Остальные — просто проигнорировали. Такого быть не должно. При правительстве области создан общественный совет по туризму, каждый туроператор или турагент может принимать в нем участие, вносить свои предложения, выигрывать гранты. Поверьте, задачи правительство ставит вполне серьезные и амбициозные — с развитием въездного и внутреннего туризма мы ожидаем увеличение интереса к региону вообще. Вот перспектива, цель, к которой нужно стремиться. Думаю, что истинный патриот своей малой родины не может остаться в стороне от этого.

«Большой блеф» не помешает

По мнению Владиславы Слеповой, к сожалению, многие туристические продукты (даже те, которые могут стать ими в будущем) являются однодневными, разовыми акциями.

— Увы, по большей части мы не доводим до логического завершения даже хорошие идеи, — сокрушается Владислава. — Объявили Сенгилей блинной столицей Поволжья. А что дальше? Ничего. А ведь идея замечательная и перспективная. Есть идея проведения праздника дикого пиона в Радищевском районе. Природное поле нежнейших цветов — это чудо! Можно сделать хороший коммерческий туристский проект, а пока все держится на группке энтузиастов. Почему бы не создать большой областной проект Лукоморья — и в Аксакове, на родине автора «Аленького цветочка», и в Новиковке, где проводится фольклорный фестиваль в честь Новопольцева, и в Радищеве, объединив их одной сказочной линией. В конце концов, ведь никто не знает, где это Лукоморье располагалось. В туризме блеф нередко играет свою положительную роль. Возьмите хотя бы проект «Родина Деда Мороза». Кто сказал, что Дед Мороз родился именно в Устюге. Опытнейшие московские пиарщики разработали этот проект, прорекламировали. И вот — он задышал полной жизнью. Кстати, сейчас ищут родину Снегурочки, Бабы-Яги и других сказочных персонажей…

К венцу — венец

Каждый волен выдвигать свои проекты. Инициатива, как говорится, не наказуема. Владислава Викторовна, как нам показалось, разработала весьма любопытную собственную программу, которая она назвала «Симбирские Венцы». На наш взгляд, в этом проекте удачно сочетаются комплексный подход к проблеме развития туризма в целом по области и креативность мышления.

— Симбирск называют городом на семи ветрах, а мне представляется, что его можно было представить как город семи венцов, — говорит Слепова. — Согласитесь, Венец — характерное слово для наших мест. Городу и области есть что показать. Туристический потенциал у нас — огромный. С точки зрения подходов, «венец» представляет из себя туристический кластер (набор объектов, услуг) «родственной» тематики. Пока в программе их семь: исторический, культурный, природный, фольклорный, Венец творцов, Венец отрочества (детско-юношеский) и Венец здоровья. С точки зрения классности, мы выделяем 3 «венца» — малый (до 24 часов); «средний» — 1-2-дневные туры; «большой» — программы свыше 2 дней. Кроме того, можно привязать «венцы» к сезонам. Допустим, «серебряный» — зимний, изумрудный — весенне-летний, «золотой» — осенний. Думается, что все эти мероприятия позволят сделать целевым подход к развитию туристических программ на территории области, повысить качество работы операторов, постоянно заниматься благоустройством территорий, входящих в «венцы». Ну и — создавать повод для рекламирования областных турпродуктов, что естественным образом привлечет к нам больше туристов. Для координации работы всех структур необходимо создать некоммерческое партнерство, соучредителями которого стали бы музеи, гостиницы, транспортники, коммерческие структуры, заинтересованные в развитии въездного туризма.

У коллег из Самарской области мы подсмотрели одну любопытную вещь — туристический паспорт гостя. Можно будет разработать схему с посещением «венцов». По окончании каждого этапа в паспорте гостя ставится штамп о его прохождении. А в дальнейшем это даст возможность гостям получить бонусы, подарки — бесплатные сувенир, обед, ночевку в гостинице, посещение новых маршрутов. Это бы в целом положительно влияло и на имидж области. Некоммерческое партнерство могло бы заниматься собственно разработками маршрутов (они могут быть и модульными, изменяемыми по желанию гостей) и продавать их турфирмам. Ну и — следить за качеством предоставления услуг.

Опыт соседей

Кстати, мы не одиноки в своих поисках нового (или, если хотите, хорошо забытого старого) для привлечения туристов.

Опыт наших соседей по региону, например, показывает, что можно успешно эксплуатировать и давно проверенные маршруты. Взять хотя бы Самару или Татарстан. Почему у них, например, хорошо организованы туры на теплоходах с заездами даже в маленькие города и посещением их исторических мест? Почему даже в небольшом (с 70-тысячным населением) городке Елабуга возле деревянной пристани (!) туристов встречают с национальным «чак-чаком» и лоточники со всевозможными сувенирами, открытками и т.п. Не говоря уже об организованных экскурсиях по городу и музеям (за три с лишним часа туристы успевают побывать в доме-музее Марины Цветаевой, Шишкина, Дуровой…). А к нам, в Ульяновск, теплоходы с туристами заходят, как говорится, раз в год по обещанию… Хотя в свое время наш порт буквально пестрел от величавых лайнеров. Говорят, что все дело в самих туристах — мол, нет заявок. А заявок нет, потому что нет приглашений. Вот и получается замкнутый круг. Кстати, за лето мимо Ульяновска проплывают сотни теплоходов с туристами, которые могли бы даже в речном порту (если остановка недолгая) купить сувениры. Но… в последнее время все лотки и киоски просто ликвидированы. Или, скажем, если теплоход пристал ночью — почему не организовать экскурсии по ночному Ульяновску? Но и здесь «глухо»: причалить к нашему порту в это время суток невозможно, поскольку он не освещается. А не освещается он, как нам объяснили новые «хозяева» пристани (по-другому наш порт уже никак не назовешь!), потому, что суда проплывают мимо…

Словом, проблем еще много. Но так хочется надеяться, что совместными усилиями людей, которые действительно заинтересованы в развитии у нас туризма в регионе, все наладится. И город, и регион предстанут перед туристами в самом лучшем свете.