В ближайшее время дом купца Юдина в числе других 50 ульяновских архитектурных объектов должен быть внесен на рассмотрение научного реставрационного совета областного Управления культуры по вопросу постановки его на охрану. Но, если не принять срочные меры, получится так, что охранять вскоре будет нечего, уверены в заповеднике «Родина В.И.Ленина».

Дом купца Юдина – деревянное двухэтажное здание, расположенное по адресу: улица Рылеева, 25. Построен памятник жилой архитектуры был в 1898 году по проекту архитектора Пономарева. Для Ульяновска здание стало редким образцом деревянной архитектуры. Причем сохранявшимся до недавних пор в неплохом состоянии. Но не так давно у здания, по сведениям работников заповедника «Родина В.И.Ленина», сменился собственник. И говорить о сохранности дома стало можно с большой натяжкой.

– Сначала нам заявляли, что в доме делают ремонт. А сейчас уже перестали пускать за забор, – о ситуации вокруг здания нам рассказала Людмила Козлова, главный архитектор заповедника.

С приходом нового собственника дом Юдина был обнесен высоким забором, за которым начались какие-то работы. Поначалу сотрудников заповедника рабочие пускали на территорию и объясняли, что начинается ремонт. Какие конкретно работы запланированы, не рассказывали. И на просьбы поговорить с хозяином только разводили руками. Мол, мы – рабочие, а где хозяин и что он хочет с домом делать, понятия не имеем.

Потом даже поверх высокого забора стало видно, что проходящие работы на простой ремонт не похожи – с части дома рабочие сняли крышу и начали разбирать бревна. Сейчас, подойдя к дому, можно убедиться, что эта деятельность продолжается. Сотрудники заповедника забили тревогу. В ответ рабочие перестали пускать их за забор.

Из заповедника уже ушло несколько заявлений об уничтожении памятника – писали и в администрацию Ленинского района, и в прокуратуру. Если власти на происходящее отреагируют чересчур медленно, боятся в заповеднике, здание спасти уже не удастся.

Подобное происходит в нашем городе не впервые.

В прошлом году новый собственник памятника архитектуры на Гончарова, 33, нарушив закон, начал на нем строительные работы. В итоге на ситуацию обратила внимание прокуратура, и сейчас есть решение арбитражного суда с требованием привести здание в первоначальный вид. Только как это сделать, если от всего дома остался только фасад? Зная нерасторопность наших властей в подобных ситуациях, собственники зданий, представляющих архитектурную ценность, уничтожают их не стесняясь.